Характеристики:
Возраст: от 13 до 19 лет (могут встречаться и 35-летние; период юношеского становления зачастую имеет затяжной характер).
Мировоззрение: «я» и «ты». «Я знаю, что ты чувствуешь. Я знаю, какие чувства ты испытываешь ко мне». Основная точка зрения юноши: «Жизнь стала более сложной, и у меня появился миллион вопросов. Я ищу на них ответы и буду искать их во всем, что меня окружает. Я чувствую, что меня не понимают, и сам не понимаю себя».
Способности: молодые люди этого возраста обладают высокоразвитыми способностями и физической зрелостью в том смысле, что они могут проявлять высокую сексуальную активность. Их действия основываются на возросшем уровне мыслительных способностей, и они демонстрируют настоящий талант в музыке, рисовании и приготовлении пищи. Если они не чувствуют недомогания, они способны принимать самостоятельные решения при минимальном наставничестве родителей. Когда это необходимо, они могут вести независимую от родителей жизнь. Они в полной мере обладают способностью формирования собственной точки зрения и все чаще вступают в противоречие с родителями, чтобы завоевать еще большую независимость.
Мысли и эмоции: молодые люди этого возраста обладают способностью к сложному и развитому абстрактному мышлению. Они достигают полного в функциональном отношении развития мыслительных способностей и приобретают философский взгляд на вещи. Мысли их направлены на познавание всего нового и испытывают глубокое воздействие со стороны эмоций, направляемых созревающими половыми гормонами. Эти основанные на чувствах мысли по своей природе зачастую в высокой степени идеалистичны. Временами интенсивность выплескиваемых эмоций берет верх над разумом, и молодые люди в своих поступках, к глубокому своему огорчению, моментально регрессируют до уровня раннего детства. Это делает поведение молодого человека нестабильным и сложным для понимания окружающими.
Мысли молодых людей в этом возрасте зачастую направлены на попытку разобраться в эмоциях окружающих и своих собственных. В сложных ситуациях они теперь чаще обращаются за советом не к родителям, а к другим людям более взрослого возраста.
Акцентирование внимания: действия молодого человека этого возраста, основывающиеся на повышенной эмоциональной экспрессивности, направлены на расширение пределов собственной независимости, экспериментирование и удовлетворение своего любопытства. Основным акцентом является дальнейшее эмоциональное развитие, синтезированное с рациональным мышлением. Когда это будет достигнуто, юноша поднимается на уровень развития взрослого человека. Помимо того, внимание молодого человека сосредоточено на осознании своей индивидуальности в плане сексуального развития.
Деятельность: в своей основе направлена на дальнейшее физическое и интеллектуальное развитие, творческое самовыражение и осуществление идеалистических социальных реформ; начинает проявляться способность к решению задач, требующих личной ответственности за их результат.
Ценностями молодого человека в основном, являются следующие: проверка и соперничество с окружающими авторитетами, идеалистическое реформирование, идеалистический взгляд на окружающих, испытание себя опасностью, секс, природа и окружающая среда, споры и способность аргументирования, отношения со сверстниками, досуг, новые идеи, искусство, музыка и философия. Они либо склонны переоценивать, либо, наоборот, недооценивать свое физическое совершенство и обычно вступают в борьбу со своим телом.
Отношения: молодые люди общаются друг с другом в эмоционально фальсифицированной манере. Они создают для себя узы глубокой привязанности, способной сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни. Если их не захлестывают эмоции, молодые люди вступают друг о другом в глубокий зрительный контакт. В их общении неизменно присутствует сильнейший компонент эмоциональности, по уровню своей интенсивности позволяющий сравнивать отношения молодых людей разве что с эмоциональной насыщенностью мыльных опер. Их отношения отличаются крайней нестабильностью и развиваются в соответствии с эмоциями, переживаемыми в данную минуту. Сознание молодых людей переполняют мировые проблемы, и они ощущают внутреннюю ответственность за их решение, реформирование и переориентирование условий жизни на благо окружающих. Они пытаются расправить крылья в сфере сексуальных отношений. Очень часто они принимают активное участие в общественных движениях в защиту окружающей среды и прав человека и животных, считая себя ответственными за их боль и страдания.
Взрослый человек, остановившийся на стадии развития юноши
Мировоззрение: люди, остановившиеся на уровне развития юноши, очень восприимчивы к чувствам окружающих. Эмоционально они отождествляют себя с другими людьми, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Однако эти взаимоотношения нередко и осложняются, поскольку они не всегда способны точно определить искренность и направленность питающих их чувств. Обычная точка зрения: «Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется. В мире столько несправедливости, а меня, к тому же, никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не способен принять меня и мою точку зрения. Но ведь где-то должны быть ответы на эти вопросы, и я буду искать, пока не найду их». У этих взрослых юношей зачастую возникают сложности с самоуважением, поскольку они не знают своего места в этом мире.
Способности: схожие в своих поступках с юношами, взрослые люди обладают высокоразвитыми индивидуальными способностями, которые позволяют им достичь заметных высот во многих областях жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Проявление ими своих способностей облегчается их обостренным восприятием окружающего мира и чувством личной ответственности > за проведение в жизнь прогрессивных мероприятий и реформ. Они не боятся выразить несогласие с политикой их правительства, компании или основами религии. Их не страшит большая арена действий, и они готовы для вступления в политическую борьбу или к разрешению проблем мирового масштаба. Они, как правило, упорно трудятся во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное вознаграждение. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.
Мысли и эмоции: эти оставшиеся юношами взрослые люди очень идеалистичны в своих мыслях и нередко выступают основателями новейших философских и идеологических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Предлагаемые ими социальные реформы зачастую очень сложны и тщательно продуманы, но обычно содержат в себе изъяны, которые впоследствии их и разрушают. Творцы и созидатели, эти взрослые юноши эмоционально очень привязаны к своим идеям и нередко не жалеют ради них своей жизни. Тем не менее, они столь же открыты для восприятия и понимания идей и чувств окружающих.
Эмоциональная жизнь остановившихся на уровне развития юноши взрослых людей очень интенсивна, и они зачастую обращаются к психотерапевтическим и иным методам, помогающим им привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы. В жизни их часто царит беспорядок, что затрудняет окружающим их понимание. Людям взрослым, остановившимся на стадиях развития более молодого возраста, понять их вообще невозможно.
Акцентирование внимания: у взрослых юношей внимание направлено на понимание себя и окружающих. Следовательно, они прежде всего сориентированы на развитие отношений и наполнение их эмоциональным самовыражением. Они не сориентированы на славу и богатство, хотя на них каким-то образом может свалиться и то, и другое. Подобные вещи стимулом для них не являются. Они ориентированы на поиск ответов на свои действительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.
Деятельность: остающиеся юношами взрослые люди могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные результаты во всем, за что бы они ни брались. Однако их интересы зачастую уводят их в сферу искусства или в области служения людям, где они действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Они больше экспериментаторы и авантюристы, ведущие, как кажется, жизнь на грани риска. Они экспериментируют во всем, что попадается им на пути, — от приготовления пищи до секса, и постоянно подвергают сомнению традиционные подходы к изучению мира. Это понуждает их к исследованию различных религий, культур и философских взглядов. Их повсюду можно увидеть с плакатами в руках на демонстрациях за или против того, что вызывает всплеск их возмущения: ведение войны или дальнейшая разработка ядерного оружия.
Ценности: взрослые юноши часто ценят одиночество, время, когда они “могут восстановить свои силы после очередного стресса, вызванного сложностями мира. Они ценят произведения искусства, философию, свободу самовыражения и свободу исследования жизни во всех ее проявлениях, особенно без излишнего к ним внимания со стороны окружающих. Они дорожат новыми идеями и открытиями и им нравится находиться рядом с теми, кто стремится к внутреннему развитию. Эти люди высоко ценят чувство личной ответственности за изменение мира. Их ценности включают в себя экологию и права животных.
В духовном плане взрослые юноши часто обращаются к религиям, направленным на общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывания в тишине, одиночестве и медитации. Они ищут в религии ответы на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы те проводили в жизнь принципы, которые проповедуют. Часто они остаются агностиками, поскольку не понимают, почему Господь одобряет земные страдания.
Взрослые юноши проявляют большее спокойствие в восприятии смерти, чем люди, остановившиеся на более ранних стадиях развития. Они больше обеспокоены тем, что смерть настигнет их раньше, чем они успеют все выяснить и внести свой вклад в развитие человечества. Они часто страдают из-за неудовлетворенности собственным телом и нередко отказывают себе в физическом совершенстве. Однако с течением лет они воспринимают себя со все большей терпимостью.
Отношения: если они не испытывают сильного внутреннего напряжения или приливов самоуничижения, люди взрослые, остановившиеся на уровне развития юноши, обычно поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. Как уже упоминалось, они поддерживают с окружающими глубокие, прочные, способные продолжаться длительный период времени отношения. Они понимают беды и чаяния людей, но не склонны ни воспринимать их как свои собственные, ни перекладывать свои беды на плечи окружающих.
Взрослые юноши испытывают привязанность к животным, поскольку способны эмоционально идентифицировать себя с ними. Они без труда могут установить контакт и со страусом, и с попутаем, и часто держат домашних животных. Осквернение лесов и рек вызывает у них глубокое расстройство, и они уютнее чувствуют себя на лоне природы, нежели в толпе людей.
Примеры: реформаторы; терапевты; люди, живущие напряженной эмоциональной жизнью; учителя; исследователи; люди, интересующиеся мировыми религиозными учениями; люди, ищущие возможности усовершенствования мира; интересующиеся метафизикой, астрологией, спелеологией и тому подобными вещами; участники антивоенных демонстраций и выступлений за гражданские права; активисты, артисты, музыканты и художники, ощущающие себя общественным рупором; либералы. В качестве личных примеров можно назвать Бетховена, Билла и Хилари Клинтонов, Боба Дилана, Эрнеста Хемингуэя, Карла Маркса, Тимоти Лери, Ширли Маклейн, Моцарта и Глорию Стейнем.
Примеры стран со значительным процентом среди Общего числа взрослого населения, оставшегося на уровне развития юноши: Италия, Канада, Россия, Польша, Англия, Скандинавские страны, отдельные регионы Соединенных Штатов Америки, такие, как северо-западная и юго-западная их части. Эти народы составляют примерно одну треть от общего населения земного шара. Они также испытывают тяготение к организациям и сообществам, где они смогли бы найти взаимопонимание.