Психологические тесты. Тест Джозе Стивенсона. Интерпретация. Вторая стадия: делающий свои первые шаги малыш

Хотя эта стадия также может быть разбита на мно­жество определенных, отражающих развитие ступеней следующие категории относятся только к основным внешним признакам ребенка данного возраста.

Характеристики:

Возраст: от шести месяцев до четырех лет.

Мировоззрение: «я» и «другие мои»; параллельная игра «Я отделен от мамы, но завишу от нее».

Способности: делающий первые шаги малыш спосо­бен исследовать все окружающее его в непосредственной близости. Нуждается в постоянном руководстве и поддер­жке людей взрослых. Способны манипулировать предме­тами, чтобы выяснить силу авторитета родителей.

Мысли и эмоции: способны распознавать элементар­ные противопоставления, такие, как «да» и «нет», «хоро­шее» и «плохое», «черное» и «белое». Абстрактное мышление не развито. Например, понятие смерти не при­вязано к реальности. Эмоции сильные, ярко выраженные.

Акцентирование внимания: проверка собственной независимости и авторитета каждого из окружающих; изучение правил поведения, проверка их на прочность.

Деятельность: копируя отца и мать, учится говорить; подражая им, играет во взрослых. Повторяет и пробует на прочность правила и нормы, внушаемые родителями. «Плита горячая, не трогай, обожжешься!» — услышал, проверил, запомнил. В домашней обстановке ищет ком­форта и безопасности.

Ценности: представление о ценности как таковой от­сутствует; воспринимается лишь ценность, определяемая матерью или отцом. «Мальчишки плохие. Девочки хоро­шие (и наоборот)». «Быть белым хорошо, негром плохо. Мальчики не плачут. Девочек нужно защищать».

Отношения: игры на плоскости с ровесниками. Не­престанно смотрят на окружающие их авторитеты, ко­пируя соблюдение ими норм и правил поведения. Авторитеты всегда правы, потому что именно от них ис­ходит проявление любви, одобрение и наказание. Воспри­ятие окружающего досексуальное.

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития делающего свои первые шаги малыша

Мировоззрение: «я» и «другие мои». Люди взрослые, остановившиеся на этой ступени развития, хотят быть на кого-то похожими. Они хотят иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и их соседи. Они стремятся быть благопристойными членами своего сообщества. Им нравится безопасность, доставляе­мая знакомой пищей и похожим на них самих окружени­ем. Они боятся того, кто отличается от них, и, как следствие, являются плохими путешественниками.

Испытывают слепую приверженность установившим­ся традициям и предубеждение против внушающих опасе­ния «других», выглядящих и поступающих «не так». Оказавшись вне привычного окружения, испытыва­ют замешательство, забывают о своих правилах и нормах поведения и зачастую поступают совершенно непредска­зуемым образом. Вспомните действия голландских колони­заторов в Индонезии и Южной Африке, испанцев и португальцев, колонизирующих Америку, англичан в Индии и некоторых американских солдат во Вьетнаме.

Способности: взрослые малыши способны тщательно придерживаться полученных инструкций. Они добросовес­тно следуют букве закона, но не понимают его сути. Они предпочитают свое сообщество и испытывают безотчет­ный страх перед огромным внешним миром. Они способ­ны выполнять привычные задания, но избегают всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления.

Мысли и эмоции: взрослые малыши стремятся следо­вать мыслям стоящих над ними авторитетов, не задавая при этом лишних вопросов. «Я всего лишь исполнял при­каз, расстреливая демонстрантов». Они испытывают заме­шательство, сталкиваясь с идеями, отличными от тех, на которых они воспитывались. «Что плохого в рабстве? Ведь так было всегда». Отличаются парадоксальностью сужде­ний, среди которых «возлюби ближнего своего» мирно уживается с обещанием «я тебя в порошок сотру». Мыш­ление в высшей степени негибкое, ортодоксальное и тра­диционное. Мыслят категориями «хорошее» и «плохое», «правильно и неправильно», с отсутствием полутонов.

Сталкиваясь с верованиями, традициями и обычаями, отличающимися от их собственных, неизменно восприни­мают их как «плохие» или «ниспосланные дьяволом». Новые мысли пугают и вызывают подозрения, как несу­щие явное или скрытое «зло» или «дьявольское искуше­ние», от чего следует поскорее избавиться. Логика обычно представляет собой не что иное, как эмоциональные при­вязанности или чувства, маскируемые под мысли или идеи.

Акцентирование внимания: основные усилия таких взрослых направлены на изучение правил и их проверку. Они, не анализируя, воспринимают нормы, правила и ука­зания всего, что является для них авторитетом, будь то Библия, начальник по работе, министр, лечащий врач, по­лицейский, главнокомандующий или политический дея­тель. Однако они столь же быстро готовы разрушить воспринятые правила и подвергнуть свои авторитеты бес­компромиссной проверке: берущий взятку полицейский? присваивающий выделенные церкви деньги министр фи­нансов; коррумпированный чиновник. Они провозглашают законность, но очень легко ее разрушают и становятся на путь преступления. При этом они обычно не берут на себя ответственности за совершаемые преступления и пы­таются переложить вину за них на какие-то не зависящие от них обстоятельства. «Черт попутал», — типичный для них ответ в подобной ситуации. Основной акцент манеры поведения всегда направлен на изучение правил поведе­ния и их последующую проверку на прочность.

Деятельность: этим людям нравится быть большой рыбой в маленьком озере. Они предпочитают вести жизнь в пределах привычной для их представлений замкнутой системы, клуба, церкви, общественной группы. Путешест­вия являются для них стрессогенным фактором, и обычно они довольствуются обычаями и пищей мест, хорошо им известных. Они стремятся предотвратить любые перемены или реформы и, скорее, склонны перевести стрелки часов назад, «к добрым старым временам». Они могут быть не­заменимы при выполнении определенного рода работ, но не способны к творческому мышлению. Наиболее подхо­дят для бюрократической сферы деятельности.

Ценности: взрослые малыши беспрекословно воспри­нимают ценности, преподнесенные им признанными авто­ритетами: «Если согрешишь — попадешь в ад». Наказание неизбежно. Они почитают власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки. Они почитают устои государства, существующий порядок и стерильную чистоту природы, где для них все понятно и знакомо. Они не мучают себя вопросами и не философствуют над ис­тинным значением слова.

В духовном плане они без лишних вопросов прини­мают веру, в которую обращены. Они воспринимают ре­лигию как систему мер и взглядов, направленных на поддержание существующего правопорядка. Они следуют букве Священного писания, дословно воспринимают на­ставления служителей церкви и безжалостно бичуют ере­тиков. Религиозные взгляды язычников считаются ими законным основанием для объявления им войны. Инакомыс­лящего следует или уничтожить, или обратить в свою веру.

Таких людей чрезвычайно страшит перспектива со­бственной смерти, и они делают все возможное, чтобы избежать ее или, закрыв на нее глаза, притвориться, будто подобная участь способна обойти их стороной. Ста­рость пугает их, поскольку, с их точки зрения, несет с собой неустойчивость положения в жизни, немощность, болезни и полную зависимость. Интересно, что в старости они действительно зачастую становятся совершенно бес­помощными и зависимыми от окружающих.

Отношения: люди взрослые, остановившиеся на ста­дии развития делающего первые шаги малыша, в разгово­ре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей, особенно если они незнакомы. Они не допускают мысли о том, что дети их могут хоть чем-то отличаться от них самих.

Они страшатся всего, что их окружает, включая и их собственное тело. Они склонны рассматривать свое тело как нечто лежащее вне сферы их ответственности и ис­кренне стремятся «быть хорошими», беспрекословно вы­полняя все указания их лечащего врача. Они не способны воспринять идею о том, что их чувства и мысли могут как-то повлиять на развитие их болезней.

Дикая природа у таких людей вызывает ужас, и они предпочитают видеть вокруг себя чистые мощеные улицы и строгие линии выстроившихся аккуратными рядами зда­ний: «Животные безопасны только в зоопарке и на ферме». Все, что их окружает, непременно должно быть тщательно вымыто и вычищено как от пыли, так и от разносящих заразу микробов.

Секс рассматривается ими как выполнение супру­жеского долга, необходимого для продолжения рода. Эта стадия развития человека является досексуальной, и поэ­тому любое его сексуальное поведение инфантильно по своей природе. Сексуальные отношения кажутся таким людям смешным, если не непристойным занятием, и обычно остаются очень незрелыми.

Отношения их к пище день ото дня остается неиз­менным, разнообразия блюд практически не требуется;

при этом пищу они предпочитают хорошенько прожарен*; ную и с небольшим количеством специй. Импортные про** дукты   воспринимаются   пренебрежительно.   Такие   люди едят то, что им полезно, а не то, что нравится.

Примеры: члены сект, придерживающихся строгих ортодоксальных религиозных и философских взглядов; ра­систские фанатики; бюрократические правительства; кор­румпированные чиновники; жители малых отрезанных’ селений, рассматривающие внешний мир как таящий ж себе зло и опасность; люди, страшащиеся козней повсюду подстерегающего их дьявола; люди, считающие, что толь­ко они сами и группа приближенных к ним будет сохра­нена и спасена во время каких бы то ни было глобальных перемен и катаклизмов; ученые, академики и профессора, демонстрирующие поистине парадоксальное поведение, разрабатывая все новые виды оружия и нервно-паралити­ческого газа для обеспечения мира на земле и идущие после этого в церковь; гуру и культовые наставники, тре­бующие полного повиновения себе и сурово наказываю­щие тех, кто осмелится нарушить устанавливаемые ими порядки; все ведущие консервативный, примитивный образ жизни и, как послушные бараны, делающие все, что им говорят. Примеры наших современников: Иди Амин, папа Док Дювалье, Моамар Каддафи, Джозеф Мак-карти, Давид Кореш и Джим Джонс.

Примеры стран со значительным процентом среди общего числа взрослого населения, оставшегося на уровне развития делающего свои первые шаги ребенка: Иран, Ирак, Соединенные Штаты Америки (особенно южные регионы и Средний Запад), Колумбия, Марокко, Непал, Индия, Китай, Южная Африка. В настоящее время количество этих людей составляет примерно одну пятую от общего населения земного шара. Как уже упоминалось, всем им хотелось бы объединиться в одно их собственное сообщество.

Войдите, чтобы оставить комментарий
О його-центрах в Ростове-на-Дону
  • Яндекс.Метрика