Интерпретация результатов

ОПИСАНИЕ ТИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАШИТ

Группа 1. Неадаптивные (неэффективные, слабоэффек­тивные защиты).

1. Соматизация. Образование симптомов. Наблюдается прояв­ление физических симптомов (непропорционально) в ответ на пси­хические «возмущения». Защитная конверсия психических произ­водных в телесные симптомы.

Перенос, вымещение на самого себя. Длительные внешние или внутренние блокираторы желаний, невозможность убрать эти блоки­раторы, а сильные желания остаются. Образование телесных, физи­ческих симптомов, холодные руки, ноги, потливость, головные боли, повышенная кислотность, мышечные спазмы, желудочные боли.

2. Фантазия. Избыточные дневные мечтания (фантазии) вме­сто человеческих отношений, действий или решения проблемы. Тен­денция — использовать фантазии и уход в аутентичное удаление для разрешения конфликтов и получения удовлетворения. Эта защита связана с избеганием. В противоположность к психическому отри­цанию индивид не полностью верит в свои фантазии.

3. Потребление. Еда, сигареты, наркотики и т. д.

4. Жалобы с отказом от помощи (Ипохондрия). Трансформация упреков другим людям — возникающих в результате тяжелых утрат, одиночества, неприемлемых агрессивных импульсов — в самоупре­ки и жалобы на боли, болезни, неврастению. Существующие болезни могут быть преувеличены. Таким образом, можно избежать ответ­ственности, избавиться от чувства вины.

Включает в себя аспекты интроспекции, что позволяет амбвиваленто относящейся к себе личности принять саму себя. Можно «нагрузить» других своими проблемами, чтобы что-то напрямую требовать от них, или жаловаться, что они игнорируют его желания (часто невыраженные) быть зависимым.

Под эту защиту не попадают такие болезни, как астма, язва, высокое давление.

Ипохондрия связана с дальнейшей индифферентностью ко все­му. Человек жалуется и настойчиво просит о помощи, однако скры­тое чувство враждебности выражается в возражении (отвержении)  предложенной помощи и советов. Жалобы — жизненные пробле­мы или болезни. Если помощь предлагается — следуют возражения и отказ (защиты — действия). Слушатель чувствует себя виноватым, выслушивая бесконечный поток жалоб.

5. Действие. Поведенческое отреагирование. Импульсивность, несдержанность, неумение себя контролировать. Действие без учета последующих негативных послед-ствий.

Прямое поведенческое выражение неосознанных желаний или импульсов, чтобы избежать осознания сопутствующих аффектов.  Подсознание выражается импульсивно в поведении, происходит удовлетворение гораздо большее, чем было бы в случае противодействия или задержки проявления желаний.

Включает: активную моторику, деликвентные или импульсивные поступки и «темпераментные реакции». Также использование наркотиков, извращения, самоповреждение с целью облегчения напряжения.

Часто такая защита применяется в ответ на общение со значимыми людьми: родители, друзья, начальник, но жертвами такого по­ведения нередко становятся посторонние.

Социально опасное или саморазрушающееся поведение. Вспыш­ки гнева, драки, рискованное поведение.

6. Сдерживание. Робость, нерешительность, стеснительность, застенчивость, заторможенность. Все в крайней форме. Невротиче­ская защита.

Примеры из опросника: «Я очень робкий в отстаивании своих интересов»; «Я не люблю соревноваться»; «Боюсь подходить к но­вым людям»; «Робкий в сексуальных отношениях».

Подсознательное ограничение Эго-функций, одной или комбина­ции их, чтобы избежать напряжения, возникающего в конфликте Эго с инстинктивными импульсами, Суперэго, окружающими силами и т. д.

7. Пассивная агрессия. Выражение (непрямое и ненастойчивое) агрессии по отношению к другим.

Непрямая агрессия (к другим) выраженная через пассивность, мазохизм и направленная против себя.

Поведение — неудачи, несостоятельность, промедление, бо­лезнь, что, по крайней мере вначале, воздействует на других в боль­шей степени, чем на самого человека.

Включает глупое или провокационное поведение, чтобы обра­тить на себя внимание, или шутовство, чтобы избежать соревнования.

Люди с садомазохистскими наклонностями часто демонстриру­ют пассивно-агрессивную защиту и ипохондрию. Пассивная агрес­сия часто демонстрируется в ответ на требование действовать са­мостоятельно или когда кто-то выражает разочарование в связи с желаниями субъекта. Включает «обращение против себя».

Пример: субъект при стрельбе попадает себе в ногу или ведет себя как клоун.

Субъект часто приносит в жертву свои нужды ради других. Ка­жется неспособным вести себя настойчиво, легко может сделать дру­гих виноватыми (подставить).

Примеры из опросника: «Люди называют меня шутом»; «Если босс обидит меня, я буду делать ошибки или работать медленно».

8. Проекция. Ошибочное приписывание собственных неосо­знанных чувств, импульсов или мыслей другим. Приписывание соб­ственных чувств другим людям включает: предубежденность, отказ от близости, подозрительность, преувеличение внешней опасности, несправедливый выбор.

Проекция связана с интроспекцией, материал для проекции по­лучен из переработанного внутреннего материала самого субъекта.

Поведение, характерное для этого типа защиты, – «эксцентрич­ное» и «шокирующее» других под предлогом следования букве зако­на, включающее обесценивание кого-либо или чего-либо. Особенно часто эта защита проявляется по отношению к людям, от которых субъект чувствует угрозу в отношении себя или в которых чувствует сходство с собой (или влечение к ним).

Предполагает, что другие будут поступать плохо (другие будут виноваты).

Чувствует, что его все критикуют и обвиняют. Чувствует, что надо быть на страже, а не становиться козлом отпущения, молоко­сосом, которого обведут вокруг пальца.

Бдительный и пытается что-то разузнать о других.

Проекция выражается через сильную предубежденность, отказ от интимности, подозрительность (неожиданную), преувеличение опасности со стороны, несправедливость, преувеличенное внимание к чужим сексуальным интересам и поведению. Часто воспитывает, «шлифует» других, под предлогом следования букве закона. «Все в дерьме — а я в белой рубашке»; «В своем глазу бревна не замечаю, зато вижу соринку в глазах другого»…

9. Избегание. Уход, отдаление, уклонение. Активный уход, из­бегание мыслей, объектов, чувств или опыта (скрытый конфликт). Имеет много форм, включая уход от стрессовой ситуации, уход от дискуссии, закрывание глаз, отказ говорить о чем-то. Отказ гово­рить на тревожащую тему.

Примеры из опросника: «Я ухожу, когда меня обижают»; «Я уда­ляюсь, когда зол»; «Я удаляюсь, когда опечален».

10. Регрессия обычно является последним рубежом защиты, к которому прибегают, когда более “взрослые” защитные механизмы становятся неэффективными. У человека происходит переход к той личности и к тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте (часто в детском), когда жизнь была более удовлетворительной и/или казалась более безопасной.

Группа 2. Защиты, искажающие образ.

Промежуточный класс защит, невротические, умеренно эффек­тивные.

1. Преобладание. (Всемогущество. Превосходство). Человек дей­ствует так, как будто он выше, лучше остальных, как будто он обла­дает особой силой или способностями. Модификация (временная) характера или чувства персональной идентичности.

Чувство превосходства (быстро возникающее), сверхактивность, наркотики, религиозные «игры», действие против своих фобий…

2. Обесценивание – субъект справляется с эмоциональными конфликтами. Внутренними и внешними стрессорами приписыванием преувеличенных отрицательных свойств себе и другим. Обесценивание может маскировать восхищение и позитивные чувства по отношению к людям.

3. Изоляция (отстраненность, заумное решение, бесчувствен­ность). Неспособность воспринимать одновременно когнитивные и аффективные компоненты реальности (опыта), так как аффектив­ная составляющая находится вне зоны сознания.

Интрапсихическое расщепление или отделение аффекта от со­держания, в результате — подавление аффекта или перемещение аф­фекта на другое замещающее содержание — невротическая защита.

Человек теряет связь с чувствами, ассоциированными с дан­ной идей (травмирующее событие), но остается озабоченным ког­нитивными элементами (описательными деталями). Только аффект утрачен, сама идея остается в сознании. Сухая, неэмоциональная, абстрактная речь.

Примеры из опросника: «Мне часто говорят, что я не демонстрирую свои чувства»; «Я не эмоционален, когда ситуация требует проявления сильных чувств».

4. Примитивная идеализация. Относится к нарциссическим защитам.

Приписывание преувеличенно-положительных качеств себе |или другим.

Примеры из опросника: «Я чувствую, что кто-то из моих знакомых практически идеален, похож на ангела»; «Среди моих знакомых есть человек, который может абсолютно все и при этом абсолютно честным, законным путем».

5. Расщепление. Представление о себе или других как о либо абсолютно хороших, либо абсолютно плохих; человек не может интегрировать положительные и отрицательные качества людей в единый образ, часто идеализирует либо девальвирует одного и того же человека. Расщепляя образы других, субъект показывает, что его мнение, чувства в отношении других противоречивы, амбивалентны, и он не может сформировать реалистичный и единый образ другого человека. «Другой» разделен на два полюса, и субъект может воспринимать |в каждый момент только одну сторону. В один момент – объект чудесный, любимый, сильный, добрый. В другой момент — плохой, злой, ненавистный и т. д.

Переключение с полюса на полюс непредсказуемо. То же самое и в отношении себя самого.

Примеры из опросника: «Человек либо плох во всем, либо хо­рош во всем»; «Иногда я — ангел, иногда — дьявол».

Группа 3. Самопринижающие психологические защиты. Самоуничижение, податливость. Промежуточные, невротиче­ские, умеренно эффективные

1. Отрицание. Непонимание, неспособность понять некоторые аспекты темных сторон реальности, очевидные для других людей. Видит, но отказывается признать то, что видит и слышит. Не все виды отрицания психотические, иногда защита работает как невро­тическая и даже адаптивная.

Отрицание, воздействует более на восприятие внешней, а не внутренней реальности.

Невротические отрицания. Отказ признать некоторые аспекты внешней реальности (или опыта), очевидные для остальных. Отри­цает свои чувства, поведенческий отклик (или намерение), хотя все это видно остальным. (Психотическое отрицание — когда физиче­ски отрицается объект или событие в настоящий момент. Здесь под­разумевается невротическое отрицание.)

Примеры из опросника: «Люди говорят, что я, как страус, прячу голову в песок, чтобы не замечать неприятные факты»; «Мой прин­цип: плохого не вижу, не слышу, не чувствую».

Низкая степень — попытки минимизировать дискомфорт и найти что-то хорошее в трудной ситуации. На другом полюсе — полное отри­цание реальности (но это психотическое отрицание: «Я не в госпитале, это загородный клуб»; «Мой кашель никак не связан с курением»).

В нашем случае невротическое отрицание. «Все хорошо, пре­красная маркиза», «розовые очки», сглаживание противоречий. Не видит плохих сторон реальности, якобы их не существует. «Страус, прячущий голову в песок». По сути, это ложь самому себе.

2. Псевдоальтруизм (у некоторых авторов альтруизм).

Замещающая, но конструктивная помощь другим, хотя при этом помогающий инстинктивно ждет благодарности. Хвалить и делать то, что не нравится, любить и хорошо относиться к тому, кого не любишь.

Принижение себя. Отдавать свои силы, время другим в ущерб себе, вернее, за счет себя.

Пример из опросника: «Я люблю помогать другим, и если меня лишат такой возможности, я буду сильно расстроен».

Отказывается от удовлетворения своих нужд. Получает удовлет­ворение, помогая другим. Филантроп, тратит свое время, деньги. По­дробно объясняет то, что интересует других, даже если эта тема ему не­интересна (участвует в разговорах на не интересующие его темы). В ин­тервью разговорчив и откровенен, хочет быть полезным интервьюеру.

Пример: завтра у него экзамен, он должен подготовиться, друг попросил помочь по дому с расстановкой мебели, он бросает под­готовку и едет помогать (завтра получит двойку на экзамене).

Отличие от проекции — отвечает реальным нуждам других.

Отличие от реактивных образований — делает то, что другим хочется и частично вознаграждается (то есть ждет частичного воз­награждения).

3. Формирование реакции (противоположная реакция). Поведе­ние от противного. Подмена (замена) собственных неприемлемых мыслей, чувств, поведения на диаметрально противоположные. Управление неприемлемыми, инстинктивными импульсами с помо­щью выражения их в контрастной форме.

Забота о ком-то, когда существует желание, чтобы позаботились о тебе; ненависть к кому-то, кого реально любишь.

«Любовь» к ненавидимому занятию или неприятным обязанностям. По сути, подавление себя и притворство. Человек подсознательно чувствует себя жертвой. Удовольствие — грех, проступок. Чувствует себя некомфортно, когда его хвалят или дарят подарки. Часто ведет себя или говорит так, как будто белое — это черное, и наоборот.

Группа 4. Адаптивные (эффективные).

1. Присоединение. Обращение к другим за поддержкой; таким образом человек может выразить себя, обсудить свои проблемы, чувствовать себя менее одиноко. Может получать совет или конкретную помощь. Человек не перекладывает решение своих проблем на плечи другого. Поиск человеком родственной души с теми же проблемами.

2. Юмор. Подчеркивание удивительного или иронического аспекта конфликта или стрессора. Юмор позволяет снять напряжение. Человек не один участвует в ситуации и отвечает за нее, а как бы находясь в доле (с помощью иронических замечаний). Присут­ствует элемент самонаблюдения.

Выражение чувств без личностного дискомфорта и без неприятных воздействий на других. Юмор позволяет вынести (и все-таки Оставаться сфокусированным на предмете) то, что вынести трудно. Присутствуют игровые моменты и игровая регрессия. Позволяет на­звать тень тенью.

В отличие от шизоидной фантазии, юмор никогда не исключает из рассмотрения других людей. Заставляет кого-то рассмеяться, при этом человек не выглядит клоуном.

3. Предвидение  (прогнозирование, предварительное размышление). Вы понимаете, что событие может произойти, и готовы к этому. Реалистическое ожидание или планирование в будущем какого-возможного дискомфорта либо стрессовой ситуации.

Механизм  —  целенаправленное, эффективное планирование или беспокойство, тревога (рассчитанная), сознательное использо­вание инсайта.

Можно обдумать различные пути выхода из сложной ситуации (спектр возможностей).

«Плати сейчас, полетишь позже»; человек умеренно обеспокоен ситуацией до ее начала, спокоен после.

«Тот, кто предупрежден, тот защищен». «Семь раз отмерь, один отрежь». «Готовь сани летом, телегу зимой».

4. Сублимация. Внутреннее принятие импульсов: «цель» оста­ется, но цель или объект изменяется от социально неприемлемого (отвергаемого) к социально приемлемому. Вместо либидо-импуль­сов — другие, приемлемые в данной ситуации. Вместо агрессии — игра, соревнование, спорт. Отличие от невротических защит — здесь инстинкты и желания могут быть свободно выражены и реализова­ны, а не скрыты и искажены.

Сублимация — чувства проявлены, модифицированы и направ­лены на значимую личность или цель, следовательно, достигается удовлетворение.

Непрямое, ослабленное выражение инстинктов без искаженных превращений или потери удовольствия.

Сублимация: вместо агрессии — спорт, хобби. Вместо сексуаль­ных инстинктов — романтическое ухаживание. Инстинкты свободно реализуются, а не искажаются и прячутся.

Чувства осознаются, модифицируются и направляются на отно­сительно значимого человека или цель, так что происходит умерен­ное удовлетворение инстинктов.

Выражение в творчестве, музыке, живописи. Человек креативно играет идеями и чувствами.

5. Подавление (задержка реакции, временно отложить). Меха­низм, когда люди намеренно избегают мыслей о беспокоящих, вол­нующих, тревожащих проблемах, желаниях, чувствах или опыте.

Сознательное или полусознательное решение — отложить рас­смотрение или осознание импульсов или конфликтов.

Способность держать все компоненты конфликта в уме, но отло­жить (задержать) действие, аффективный ответ или беспокойство.

Механизм: поиск второй стороны медали, стоицизм, минимиза­ция осознаваемого дискомфорта, держать «крышку закрытой», «со­считать до 10» перед действием.

Подавление «Я обдумаю это завтра» — и действительно завтра обдумает.

Временно, пока не наступит подходящий момент, может отло­жить решение проблемы, но не забыть о ней.

Различает свои чувства и факты. Справедлив в эмоциональной оценке, испытывает чувства, адекватные ситуации, контролирует вы­ражение эмоций. (Пример: взрослый не обидит ребенка, даже когда ребенок его провоцирует.) Подавляет плохие чувства, держит их в узде.

«Утро вечера мудренее». «Не руби сплеча».

Войдите, чтобы оставить комментарий
О його-центрах в Ростове-на-Дону
  • Яндекс.Метрика