Научная психология.Статьи

Автореферат диссертации. Вина и стыд

На правах рукописи

БЕЛИНСКАЯ Елена Валерьевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИНЫ И СТЫДА

КАК СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

К СЕБЕ И ДРУГОМУ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета психологии Ростовского государственного университета.

Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент

Васильева Ольга Семеновна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Коновалов Валерий Николаевич

кандидат психологических наук,

старший преподаватель кафедры

Орлова Галина Анатольевна

Ведущая организация: Северо-Кавказский государственный

технический университет (г. Ставрополь)

Защита состоится 2 марта 2002 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд.222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан 26 января 2002 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент                                               А.И. Тащёва

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Вина и стыд являются частью социального бытия человека. Формирование у субъекта способности переживать стыд и вину обусловлено его включенностью в социальное взаимодействие. Именно поэтому в работах психологов, обращающихся в своих исследованиях к данным феноменам, указывается на их социально-культурную обусловленность.

Актуальность исследования вины и стыда с позиций социальной психологии становится очевидной, поскольку на сегодняшний день данные феномены  в отечественной психологии в целом, и в отечественной социальной психологии в частности, исследованы недостаточно. Обращение российских психологов к  феноменам вины и стыда происходит, как правило, в рамках общей теории эмоций и чувств (Ю.И. Сидоренко, 1971; Г.Х. Шингаров, 1971; П.М.  Якобсон, 1998), в теории морального развития и воспитания (В.А. Малахов, 1989; С.Г. Якобсон,
В.Г. Щур, 1977), в свете изучения социальной адаптации (А.П. Растигеев, 1984) либо в контексте исследования самосознания и самоотношения (И.С. Кон, 1981;
С.Р. Пантилеев, 1991; И.Н. Семёнов, Ю.А. Репецкий, 1999; Е.Т. Соколова, 1989;
В.В. Столин, 1983). На базе культурологических/антропологических теорий сформировано представление о вине и стыде как о регулятивных механизмах социального контроля, возникших вместе с появлением социальных норм, стандартов, идеалов (Г.А. Брандт, А.М. Лобок, 1991; В. Вичев, 1978; И.С. Кон, 1978, 1979; К. Муздыбаев, 1983, Т.Г. Стефаненко, 1999). Впервые в отечественной психологии предпринял попытку создания комплексной теории вины и стыда
К. Муздыбаев (1995). Автор включил данные феномены в общий социальный контекст. Главным моментом, объединяющим все точки зрения на  вину и стыд, является то, что они акцентируют социально-психологическая природу данных феноменов, их связь с социальным становлением человека, с культурными и историческими явлениями.

В зарубежной психологии исследованию вины или стыда уделялось внимание в рамках психоаналитического (Э. Нойман, 1999; В.Райх, 1999; Ф. Тайсон,
Р. Тайсон, 1998; А. Фрейд, 1993, З. Фрейд, 1991; Э. Фромм, 1992; К. Хорни, 1997;
Э. Эриксон, 1996;  К.Г. Юнг, 1995 и др.), экзистенциального (М.Бубер, 1994;
В. Франкл, 1990, 1997; И. Ялом, 1999, R. May, 1958 и др.) и когнитивного
(Л. Первин, Д. Оливер, 2000; A.T. Beck, 1979; C.S. Dweck, 1991; R. Janoff-Balman, 1980; B. Weiner, J.H. Frieze, 1971 и др.) подходов. Также как и отечественные психологи, зарубежные исследователи рассматривают стыд и вину в качестве социальных образований.

Несмотря на то, что в различных психологических концепциях  вину и стыд принято рассматривать в контексте взаимодействия с другими людьми, специально вопрос социально-психологического исследования данных феноменов в них не ставился. В отечественной психологии и вовсе отсутствуют исследования особенностей вины и стыда у современных россиян.

Результаты работ, в которых целенаправленно изучалась либо хотя бы затрагивалась проблема вины и стыда, указывают на то, что данные феномены выступают в качестве факторов, определяющих успешность социальных взаимоотношений личности. В свою очередь, в ряде работ подчеркивается, что базовой характеристикой субъекта, определяющей успешность его общения, является система его отношений (К.А. Абульханова-Славская, 1981;  Т.А. Аржакае-
ва, 1995; Е.Д. Бреус, 1999; Л.Я. Гозман, 1987; В.А. Горянина, 1997; В.А. Лабунская, 1997; Ю.А. Менджерицкая, 1998; В.Н. Мясищев, 1995; Т.А. Шкурко, 1997). Исходя из этого, следует заключить, что вина и стыд выступают интегральными характеристиками отношений личности. Следовательно, с точки зрения общественных задач, становится очевидной необходимость исследования тех отношений личности, которые конструируются виной и стыдом, т.е. отношений, для которых вина и стыд выступают социальными детерминантами.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению вины и стыда, показал, что современные исследователи считают актуальным вопрос о различиях между данными феноменами, о необходимости их четкой дифференциации. В работах зарубежных авторов появились описания результатов эмпирических исследований, целью которых выступало сравнение вины и стыда (R.F. Baumeister, A.M. Stillwell, T.F. Нeatherton, 1994; H.B. Lewis, 1987; М. Lewis, 1995; J.P.Tangney, 1990;
J.P. Tangney, R.S. Miller, L. Flicker, D.H. Barlow, 1996 и др.). Несмотря на то, что отечественные психологи в своих теоретических разработках затрагивают проблему дифференциации данных механизмов социальной регуляции (Г.А. Брандт,
А.М. Лобок, 1991; В. Вичев, 1978; И.С. Кон, 1979; Т.Г. Стефаненко, 1999), эмпирические исследования, позволяющие её решить, отсутствуют.

Таким образом, анализ подходов к трактовке вины и стыда свидетельствует о важности их исследования в качестве интегральных отношений личности, наделенных устойчивыми признаками, позволяющими отличать один феномен от другого.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы осуществить изучение социально-психологических особенностей вины и стыда как интегральных характеристик системы отношений личности к себе и другому.

Предмет исследования – социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому.

Гипотезы исследования:

1. Вина и стыд выступают интегральными характеристиками системы отношений личности, в которую включены непринятие себя и других, враждебность, подозрительность, обидчивость, экстернальность и ведомость.

2. Имеют место существенные отличия в склонности к переживанию вины в группах респондентов с различными социальными и полоролевыми характеристиками.

3. Вина и стыд являются устойчивыми психосемантическими конструктами, различающимися по ряду признаков.

Цель и гипотезы исследования определили постановку его задач.

Теоретические задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению феноменов вины и стыда в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить статус понятий «вина» и «стыд» в системе научных понятий социальной психологии.

3. Изучить взаимосвязь вины и стыда с социально-психологическими  качествами и отношениями личности.

Методические задачи:

4.  Подобрать и апробировать методики, направленные на изучение вины и социально-психологических характеристик личности, прежде всего ее базовых отношений.

  1. Разработать анкеты, которые позволяют изучить представленность феноменов вины и стыда в обыденном сознании.

Эмпирические задачи:

6.  Исследовать взаимосвязь вины с интегральными показателями системы отношений личности и ее социально-психологической адаптированностью.

7.  Провести сравнительный анализ показателей склонности к переживанию вины в группах респондентов с различными социальными и полоролевыми характеристиками.

8.  Исследовать психосемантические пространства понятий «вина» и «стыд» и выделить их устойчивые признаки.

9.  С помощью анкет дополнительно исследовать представленность характеристик вины и стыда в обыденном сознании респондентов с различными социальными и полоролевыми особенностями, в том числе изучить обыденные представления о влиянии вины и стыда на  отношения и общение.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступают парадигма конструктивизма (К.Герген), основы психосемантических методов исследования феноменов обыденного сознания (В.Ф. Петренко,
А.Г. Шмелев), концепция отношений В.Н. Мясищева, понятие об общении как субъект-субъектном взаимодействии (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.А. Петров-ская, А.У. Хараш, М.С. Каган, А.М. Эткинд), концепция многоуровневого, многомерного, иерархического строения психических явлений (К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов), представление о сознании как о явлении несводимом к осознанию, включающем в себя механизмы многих уровней разной бессознательности (Ф.В. Бассин, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко).

В соответствии с поставленными целями и задачами использовались следующие методы и методики: 1) для изучения системы отношений респондентов – опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанный К.Роджерсом и Р. Даймондом и адаптированный А.К. Осницким; опросник межличностных отношений В. Шутца, адаптированный А.А. Рукавишни-
ковым; опросник А. Меграбяна по изучению эмпатии; личностный опросник Басса-Дарки; 2) для исследования уровня склонности к переживанию вины – американский тест по изучению межличностной вины IGQ (L.E. O’Connor, J.W. Berry, J. Weiss,
M. Bush & H. Sampson), переведенный на русский язык и адаптированный нами; личностный опросник Басса-Дарки; опросник А. Меграбяна по изучению эмпатии; 3) для выявления семантических признаков вины и стыда использовался метод реконструкции семантических пространств; 4) для исследования представленности в обыденном сознании характеристик вины и стыда и их влияния на особенности общения нами были разработаны соответственно две анкеты.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась разнообразием применяемых  методов и диагностических процедур, объемом выборки, исполь-зованием ряда методов математической статистики: корреляционным анализом по Пирсону, факторным (метод главных компонент с варимакс-вращением), частотным анализом, анализом значимых различий с помощью различных критериев (Т-тест и двухвыборочный z-тест для средних), кластерным анализом, а также методами описательной статистики. В исследовании использовались компьютерные программы анализа данных «SPSS 9.0» и «STATISTICA 5.5А» для Windows.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вина и стыд являются интегральными показателями системы отношений личности, в которую включены непринятие себя и других, обидчивость, враждебность, подозрительность, экстернальность и ведомость.

2. Показатели склонности к переживанию вины четырех типов (выжившего, гиперответственности, отделения и ненависти к себе), а также показатели совокупной склонности к переживанию вины в группе асоциальных мужчин значимо выше, чем в группе просоциальных мужчин.

3. Показатели склонности к переживанию вины в группе мужчин и женщин парциально отличны: уровень склонности к переживанию вины выжившего и вины ненависти к себе в группе мужчин и женщин отличаются значимо, с превалированием показателей в группе мужчин, а показатели групповых отличий вины отделения и вины гиперответственности не достигают уровня значимости.

4. В обыденном сознании вина и стыд представлены в качестве конструктов, наделенных устойчивыми семантическими характеристиками. Значимым семантическим признаком в семантическом пространстве вины является отношение к поступку; в семантическом пространстве стыда в качестве ядерных выступают семантические признаки, описывающие отношение к себе, телесность и публичность.

Объект исследования. В исследовании социально-психологических характеристик вины и стыда приняли участие 257 человек, представленные:
1) респондентами с  различными полоролевыми характеристиками: мужчины (74 испытуемых) и женщины (101 испытуемая) и 2) респондентами с различными  социальными характеристиками, имеющими отличия в ориентации по отношению к обществу: просоциальные мужчины, т.е. законопослушные субъекты (74 испытуемых) и асоциальные мужчины – лица, совершившие преступления против личности (82 испытуемых). Выборка выравнивалась по важным социальным характеристикам: образованию и возрасту (18 – 40 лет). В эксперименте по реконструкции семантических пространств приняли участие 361 испытуемых. Выборка имела смешанный характер. В работе по адаптации методики IGQ – «Опросник по исследованию межличностной вины» – участвовали 118 человек.

Научная новизна:

1. Впервые систематизированы существующие в зарубежной и отечественной психологии взгляды на феномены вины и стыда.

2. Определен статус понятий «вина» и «стыд» в системе научных понятий социальной психологии, обозначающих различные оценочные основания, оценочные механизмы и типы регуляции отношений людей.

3. Переведен на русский язык, адаптирован и апробирован американский опросник IGQ для изучения межличностных форм вины.

4. Впервые вина и стыд исследованы в социально-психологическом контексте, выявлена их взаимосвязь с базовыми социально-психологическими характеристика-
ми личности: системой отношений к себе и к другим, с социальной адаптированностью.

5. Впервые в отечественной психологии эмпирически выявлены групповые отличия в склонности к переживанию вины.

6. Изучена представленность феноменов вины и стыда в обыденном сознании.

7. Впервые выделены устойчивые семантические признаки вины и стыда, позволяющие отличать один феномен от другого.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данные о взаимосвязи вины и стыда с такими важными социально-психологичекими характеристиками личности, как ее отношения, могут представлять научный интерес в плане исследования психологии субъекта затрудненного общения и  психологии общения в целом.

На основе полученных в психосемантическом исследовании результатов возможна разработка специальных опросников для изучения вины и стыда, а также создание тренинговых программ, направленных на осознание и коррекцию отношений и связанных с ними эмоциональных проблем.

Результаты исследования могут быть использованы  для анализа причин поведенческих нарушений, затрудненного, конфликтного общения в различных сферах жизнедеятельности человека, аддиктивного, делинквентного и криминаль-
ного поведения. Возможно применение результатов исследования в практике психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии различных психических состояний и отношений, поведенческих нарушений, пограничных лич- ностных расстройств, отклоняющегося поведения, посттравматического синдрома.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на сессии Недели науки РГУ (2001), на международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» (Москва, 2001), на всероссийской конференции «Проблемы оздоровления в образовании» (Ростов-на-Дону, РГУ, 2001), на межвузовской научно-практической конференции «Теоретические и методические аспекты психологической помощи» (Ростов-на-Дону, ЮРГИ, 2000).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы   (317 наименований, 77 из которых на иностранных языках) и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 154 страницы. Диссертация содержит 28 таблиц и 39 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы с позиций социальной психологии, определяются цель, предмет и задачи исследования, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту; освещаются методологические предпосылки исследования, используемые методы и методики, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе - «Понимание вины и стыда в различных психологических школах» – представлен теоретический анализ наиболее распространенных научных подходов к изучению феноменов вины и стыда, систематизированы существующие точки зрения на вину и стыд.

Первый параграф - «Феномены вины и стыда в отечественной психологии» - посвящен анализу, обобщающему отдельные позиции российских психологов по поводу феноменов вины и стыда. Были выделены 4 точки зрения на данные феномены: вина и стыд как этические чувства (А.П. Растигеев, 1984;
Ю.И. Сидоренко, 1971; Г.Х. Шингаров, 1971; П.М.  Якобсон, 1998); как регулятив-
ные  способности (В.А. Малахов, А.П. Растигеев, 1984; 1989; С.Г. Якобсон,
В.Г. Щур, 1977); как регулятивные механизмы социального контроля (Г.А. Брандт,
А.М.  Лобок, 1991; В. Вичев, 1978;  И.С. Кон, 1978, 1979; К. Муздыбаев, 1983,
Т.Г. Стефаненко, 1999); как феномены самосознания (самоотношения) (И.С. Кон, 1981; С.Р. Пантилеев, 1991; И.Н. Семенов, Ю.А. Репецкий, 1999; Е.Т. Соколова, 1989; В.В. Столин, 1983). Указывается, что первая в отечественной психологии попытка создания комплексной теории вины и стыда была предпринята
К. Муздыбаевым (1995).  Представлены наиболее значимые с позиций социальной психологии положения данной концепции. В качестве достоинств теории указывается на выделение принципов обвинения: горизонтального и вертикаль-
ного; обозначение оснований вины: причинность и социальная идентичность; выявление детерминант  стыда: неадекватность и унижение. В заключение делается вывод о недостаточной разработанности темы вины и стыда в отечественной психологии.

Во втором параграфе - «Понимание вины и стыда в зарубежной психологии» – представлены те классические школы зарубежной психологии, в контексте которых исследователи обращались к феноменам вины и стыда. Кроме этого, проанализированы современные, опубликованные в период двух последних десятилетий, разработки темы.

В первом разделе – «Теория вины и стыда в психоанализе» - предпринята попытка в обобщенной форме изложить психоаналитические концепции вины и стыда. Среди целого ряда психоаналитически ориентированных работ, в которых поднимаются проблемы стыда и вины, выделены работы Э. Ноймана, 1999;
В. Райха,1999; Ф. Тайсона, Р. Тайсона, 1998; А. Фрейд, 1993, З. Фрейда, 1991;
Э. Фромма, 1992; К. Хорни, 1997; Э. Эриксона, 1996; К.Г. Юнга, 1995. Согласно
З. Фрейду, вина предполагает детерминированное интериоризацией межсубъектных отношений расщепление «Я» на обвинителя («Сверх-Я») и обвиняемого. Представители неофрейдизма рассматривали вину в рамках категории совести, обобщенно выделяя два ее типа: зрелую истинную совесть и вину и незрелую навязанную совесть и вину (Э. Фромм, 1992; К. Хорни, 1997, К.Г. Юнг, 1995). Описывается влияние вины на общественную жизнь, осуществляемое на основе механизма проекции (Ф. Форнари, 1966 и Э. Нойман, 1999).

Освещены дискуссионные для психоанализа вопросы, касающиеся темы вины и стыда: вопрос структуры «Сверх-Я», ответ на который позволяет дифференцировать вину и стыд; вопрос о периоде формирования «Сверх-Я»; вопрос о половых различиях «Сверх-Я».

На основе анализа ряда психоаналитически ориентированных работ в качестве фундаментальных положений психоанализа, касающихся темы вины и стыда, признаются следующие: 1) вина и стыд – это динамическое отражение конфликта, который, изначально будучи межперсональным, в ходе социализации переносится во внутрипсихическую сферу; 2) в психике ребенка в ходе социализации формируется инстанция, названная «Сверх-Я», которая отвечает за моральное сознание и поведение. Существование этой инстанции обуславливает переживание вины и стыда; 3) в «Сверх-Я» выделяются два главных компонента. Компонент, состоящий из запретов, связан с виной; компонент, состоящий из идеалов, – со стыдом; 4) оптимально организованное «Сверх-Я» является зрелой, сбалансированной инстанцией, когда моральные переживания носят адаптивный регулирующий характер. В случае негативного опыта социализации «Сверх-Я» может остаться незрелой карающей инстанцией, подобной «Сверх-Я» ребенка, вызывающей болезненные подавляющие «Я» переживания вины и стыда; 5) вина и стыд в большей части бессознательны; 6) переживания стыда  и вины относятся к сфере «Я», самосознания; 7) будучи связанными с системой «Я», вина и стыд часто придают реакциям и поведению человека защитный характер; 8) чувства по отношению к себе и другому взаимосвязаны; 9) существуют патологические формы вины и стыда, когда «Сверх-Я» побуждает заменять реальные цели идеальными или моральными.

Во втором разделе - «Категория вины в экзистенциальной психологии» - анализируются взгляды на феномен вины экзистенциальных терапевтов и философски ориентированных экзистенциальных психологов (М.Бубер, 1994;
В. Франкл, 1990, 1997; И. Ялом, 1999, R. May, 1958 и др.). Излагается авторская позиция о достоинствах и недостатках  разработки темы экзистенциальными психологами. Подчеркивается, что философски ориентированные представители данного подхода абсолютизируют вину, расширяя ее границы, возводя ее до уровня мировоззренческих, философских категорий. Они усматривают онтологический аспект вины. Экзистенциальные психологи, уделявшие внимание прикладным и психотерапевтическим аспектам проблемы вины, рассматривают её в качестве проводника к личностной самореализации. Наряду с этим, они уделяют внимание и тем опасностям, которые могут стоять за виной: блокировка решений, ослабление воли. Отмечается, что феномен стыда элиминирован из предметного анализа экзистенциальной психологии, поскольку принято считать, что он не имеет бытийных оснований.

В третьем разделе - «Вина и стыд в когнитивной психологии» -представлено понимание темы в когнитивных, когнитивно-информационных и социально-когнитивных теориях (Л. Первин, Д. Оливер, 2000; A.T. Beck, 1979;
C.S. Dweck, 1991; R. Janoff-Balman, 1980; B. Weiner, J.H. Frieze, 1971 и др.). Показывается, что вопросы вины и стыда затрагивались преимущественно в работах тех когнитивных психологов, которые обращались к исследованию атрибутивных процессов или когнитивного соответствия. Вина и стыд понимаются исключительно в качестве субъективной реальности, способа интерпретации событий, в основе которого лежат определенного рода когниции: оценки происходящего с внутренним локусом причинности, осознание выхода за личную систему конструктов, идентификация несоответствия «Я» – реального и «Я» – идеального, стандартов и реального поведения. Показывается, что вина и стыд  объясняются с помощью таких терминов, как: атрибуция, причинное объяснение, атрибутивный каузальный стиль, каузальная атрибуция. Указывается, что когнитивно-ориентированные психологи выделяют три параметра каузальной атрибуции: локус (внешняя-внутренняя атрибуция), широта (частная-глобальная атрибуция), стабильность (нестабильная-стабильная атрибуция). Выделение параметров атрибуции дает возможность определить, в каких случаях возникают переживания вины или стыда, а также провести четкую дифферинцировку между адаптивными и неадаптивными формами переживаний.

В четвертом разделе – «Современные взгляды на феномены стыда и вины» – показывается, что в период двух последних десятилетий в зарубежной психологии исследованию проблем, связанных с виной и стыдом, уделяется особое внимание.  Данные работы выполнены в традициях когнитивно-ориентированного психоанализа и современной когнитивной психологии (H.B. Lewis, 1987; M. Lewis, 1992, 1995; W. Meehan, L. O’Connor, J.W. Berry, J. Weiss, A. Morrisson, A. Acampora,
1994, 1996, 1997; E. Menesini, 1999; H.Stegge, T. Ferguson, 1990; J.P. Tangney, 1990, 1991 и др.). Указывается, что современные зарубежные психологи относят вину и стыд наряду с гордостью, высокомерием, смущением и застенчивостью к группе эмоций самосознания. Подчеркивается, что, если прежде основной акцент делался на изучении вины, то в ряде последних работ одним из важнейших предметов исследования стали стыд и его отличия от вины. Анализ работ современных западных психологов позволил выделить три главных типа локализации отличий между этими феноменами: 1) в способах истолкования и переживания релевантных «Я» негативных событий; 2) в их феноменологических характеристиках; 3) в особенностях мотивации последующих действий.

Излагаются основные положения ведущей современной концепции вины и стыда Д. Вайса, в которой не только дифференцируются данные два феномена, но и подчеркивается неоднородность вины, выделяются  четыре типа межличностной вины (вина выжившего, вина отделения, вина гиперответственности и вина ненависти к себе). В качестве основополагающих моментов концепции выделены постулаты о тесной связи вины и стыда; об адаптивной роли вины в поддержании социальных отношений; о том, что вина может стать иррациональной и малоадаптивной, когда она преувеличена и сдерживаема или когда она обобщена и неоднократно связана со стыдом; о связи вины с патогенными верованиями.

Акцентируется внимание на том, что в зарубежной психологии возрос интерес к исследованиям, предметом которых выступает роль стыда и вины в развитии дезадаптивных форм поведения, пограничных личностных расстройств (депрессивные, мазохистические, нарциссические паттерны, аддиктивность, делинквентность).

Третий параграф - «Вина и стыд в рамках социально-психологической проблематики» - посвящен теоретическому анализу вины и стыда как  базовым отношениям личности, определяющим особенности ее ведущих отношений к себе и другим. Вина и стыд рассматриваются в качестве  феноменов, оказывающих непосредственное влияние на общение. В контексте проблематики затрудненного общения исследуется взаимосвязь отношений вины и стыда  с рядом других отношений и характеристик личности. Делается вывод, что вина и стыд детерминируют такие отношения, которые включены в модели, описывающие субъекта затрудненного общения (Т.А. Аржакаева, 1995; Е.Д. Бреус,1999; В.А. Горя-
нина, 1997; В.А. Лабунская,  1997; Ю.А. Менджерицкая, 1998; М.Т. Ногерова, 1997; Б.Ф. Поршнев, 1979 и др.).

Во второй главе - вина и стыд в системе понятий социальной психологии» – автором предпринимается попытка поиска методологических принципов исследования вины и стыда в контексте социальной психологии.

В первом параграфе - «Социально-психологический подход к пониманию вины и стыда» - обосновывается возможность применения принципов социального конструкционизма к исследованию вины и стыда. Указывается, что данные феномены конструируются субъектом с  вовлечением разных уровней сознания. Отмечается, что изучение понятий, обозначающих различные социальные детерминанты конструирования вины и стыда, позволяет увидеть неоднородность данных феноменов.  Констатируется, что реализация социально-психологического подхода к исследованию вины и стыда требует определять их в качестве отношений. Методологической основой понимания отношений выступила концепция
В.Н. Мясищева (1995).

Во втором параграфе – «Феномены, лежащие в основе вины и стыда: поступок, выбор, конфликт» – обосновывается, что неотъемлемой основой вины  (и в определенной степени стыда) является поступок. Сущность поступка прослеживается в его отличии от понятия «действие». Выделяются базисные характеристики поступка. На основе работы В.В. Столина (1983), которая связывает поступок и вину, показывается, что поступок, выступающий условием переживания вины, предполагает наличие конфликта (мотивов) и выбора. Утверждается, что вина как форма отношения к поступку требует отношения к выбору, разрешающему конфликт.

Обосновывается наличие тесной взаимосвязи различного рода конфликтов (онтологических, интерсубъектных, интросубъективных) с виной (К.А. Абульанова, 1973; Ф.Е. Василюк, 1984; В. Днепров, 1978; А.П. Егидес, 1984; В.Н. Мясищев, 1960; С.Р. Пантилеев, 1991; В. Райх, 1990; Е.Т. Соколова, 1989; D.R. Miller,
G.E Swanson, 1960 и др.)  и стыдом. (К.А. Абульханова, 1973; П. Бергер, Т. Лукман, 1995; В. Днепров, 1978; Е.Т. Соколова, 1989).

Особенности вины и стыда анализируются с позиции многоуровневой концепции выбора, разработанной Д.А. Леонтьевым и Н.В. Пилипко (1995). Указывается, что возможность переживания вины возникает тогда, когда человеку становится доступным простой тип выбора, предполагающий социализацию.

Третий параграф – «Понятия, обозначающие социальные детерминанты конструирования вины и стыда» – посвящен анализу вины и стыда как различных по степени осознанности способов объяснения социальных ситуаций или, другими словами, различных способов социального конструирования.

Показывается, что в зависимости от того, на какие детерминанты категоризации опирается человек, конструируя образ социальной действительности, выделяются различные формы вины и стыда. В качестве социальных детерминант конструирования данных феноменов были выделены различные типы регуляции отношений людей (старая этика закона, этика искупления, новая этика творчества, мораль и нравственность), различные оценочные основания (нормы, значения, ценности и смыслы) и различные оценочные механизмы (каузальная атрибуция, оценка, интерпретация и рефлексия).

Проводится исследование всех понятий, которые описывают социальные детерминанты конструирования вины и стыда. В результате того, на основе каких социальных детерминант в каждом конкретном случае конструируются вина или стыд, выделяются различные типы этих феноменов. Бессознательные вина и стыд конструируются на основе защитного функционирования психики в форме устано-вочного реагирования, старой этики закона, морали, норм, каузальной атрибуции и оценок. Сознательные вина и стыд конструируются на основе старой этики закона, этики искупления, морали, норм, значений и оценок. Человек, способный к регуляции отношений на основе новой этики творчества,  не нуждается в регуляционных воздействиях стыда, так как в результате социального опыта выработал личностные оценочные механизмы ценностно-смыслового сознания. В этом случае вина конструируется наиболее зрелыми способами, в основе которых, кроме принципов новой этики творчества, лежат такие социальные детерминанты, как нравственность, ценности, смыслы, интерпретация и рефлексия. Итог исследования отражен в рисунке, на котором представлены различные типы вины и стыда во взаимосвязи с социальными детерминантами их конструирования.

Основываясь на логике проведенного теоретического анализа, были сформулированы следующие определения вины и стыда:

Бессознательные вина и стыд – это неосознаваемые отношения  (установки) человека к самому себе (другим), реализующие моральную норму посредством эксплуатации оценивания и различного рода способов приписывания, которые вовлекают в процесс взаимодействия с внешним и внутренним миром различные защитные механизмы.

Сознательные вина и стыд – осознаваемые отношения человека к самому себе (другим), которые на основе оценивания констатируют расхождение между поступками и моральными эталонами, т.е. социальными нормами и значениями.

Вина, в основе которой лежат наиболее зрелые способы конструирования, представляет собой сознательное отношение человека к своему или чужому поступку, которое на основе интерпретации и рефлексии, утверждает нравственные ценности и смыслы личности.

В третьей главе - «Эмпирическое  исследование социально-психологических и психосемантических характеристик вины и стыда» - представлены результаты проведенного эмпирического исследования, их анализ и интерпретация.

В первом параграфе - «Гипотезы, задачи, методы и объект исследования» - определены цель, предмет, задачи исследования, сформулированы гипотезы, приведена характеристика объекта, описаны методы, методики и процедура исследования. Изложена процедура адаптации американского опросника по изучению межличностных форм вины (IGQ). Представлены результаты оценки надежности опросника, проведенной с использованием коэффициента альфа Кронбаха, и результаты изучения  валидности данного опросника.

Во втором параграфе - «Анализ взаимосвязи вины с  системой отношений личности» - анализируются данные, полученные в эмпирическом исследовании с помощью корреляционного и факторного анализов показателей  шести шкал/типов вины и показателей шкал, исследующих социально-психологические характеристи-
ки личности, прежде всего – систему отношений и социальную адаптированность. Устанавливается наличие статистически значимой взаимосвязи между показателями вины и следующими социально-психологическими характеристиками: социальной адаптированностью,  эскапизмом, отношениями непринятия себя и других, обидчи-
вости, враждебности, подозрительности, экстернальности, ведомости и другими.  Подчеркивается, что ведущий фактор, выделенный с помощью факторного анализа методом главных компонент с варимакс-вращением, в который вошли все 6 шкал вины, интерпретируется как фактор затрудненного общения. В его составе присутствуют отношения, описанные в моделях субъектов затрудненного общения. В заключение делается вывод о том, что вина и стыд (4 типа вины содержат в себе стыд) выступают интегральными характеристиками системы отношений личности.

В третьем параграфе – «Обыденные представления о роли вины и стыда в общении» - отражены результаты, полученные с помощью разработанной нами анкеты. Показывается, что в соответствии с обыденными представлениями респондентов вина и стыд выступают средствами социального воздействия. Наряду с возможностью позитивного влияния на взаимоотношения они одновременно затрудняют процесс общения, выступают коммуникативными барьерами, заставляя человека избегать общения с теми, по отношению к кому он переживает вину или стыд; могут быть использованы в качестве средств манипулятивного воздействия на других, так как повышают уступчивость.

В четвертом параграфе – «Анализ групповых отличий в степени склонности к переживанию вины» - приводятся результаты анализа значимых различий (с помощью двух математических критериев) в показателях склонности к переживанию вины в группах респондентов с различными социальными (асоциальные и просоциальные мужчины /р = 0,0-0,002; z = 6,8-3,14/ ) и полороле-
выми (мужчины и женщины /р = 0,0-0,25; z = 1,5-(-4,69)/) характеристиками. Кри-
рии проверки р<0,05 и |z>1,95996|.

В пятом параграфе - «Семантический анализ понятий «вина» и «стыд» - описываются результаты трехэтапного семантического исследования по реконструкции психосемантических пространств понятий «вина» и «стыд». Указывается, что семантический анализ выявляет тесную связь вины и стыда. В составе субъективных семантических пространств данных понятий выделяются по две кластерные структуры. В оба пространства входит ряд идентичных шкал: переживание, плохой поступок, совесть, обида, дискомфорт, а также близкие по смыслу тревога (в случае вины) и внутреннее беспокойство (в случае стыда). Кроме этого, периферические факторы семантических пространств  понятий «вина» и «стыд» интерпретируются как совокупность тягостных негативных переживаний. Вместе с тем, ядерные факторы семантических полей вины и стыда выявляют  существенную разницу, в силу чего выступают семантическими признаками отличий двух феноменов. Кроме того, в семантическом пространстве вины содержится альтернативный переживанию тягостных состояний способ решения проблемы – прощение, семантическими признаками которого выступают радость, облегчение, любовь и спокойствие.

Делаются выводы о том, что в обыденном сознании вина и стыд представлены в качестве наиболее тесно связанных конструктов пространств этих понятий, которые, вместе с тем, наделены относительно независимыми и устойчивыми семантическими характеристиками, позволяющими отличать один феномен от другого. Констатируется, что в семантическом пространстве вины значимым семантическим признаком является отношение к поступку, а в семантическом пространстве стыда в качестве ядерных выступают семантические признаки, описывающие отношение к «Я», телесность и публичность.

В шестом параграфе - «Анализ представленности характеристик вины и стыда на уровне обыденного сознания» - изложена дополнительная информация о вине и стыде, полученная в результате исследования обыденных представлений о данных феноменах с помощью второй разработанной нами анкеты.

Проанализированы обыденные представления о феноменах вины и стыда респондентов трех групп: 1) женщин и мужчин; 2) асоциальных мужчин, совер-
шивших преступления против личности и просоциальных мужчин. Исследована
1) категоризация вины и стыда респондентами данных групп; 2) проанализирова-
ны их представления о когнитивных, эмоциональных и  поведенческих установках в ситуации переживания вины; 3) изучены представления о том, по отношению к кому они обычно испытывают вину и стыд; 4) отражены взгляды респондентов данных групп о тех способах, которые помогают  пережить уже возникшие вину и стыд;
5) исследованы ситуации вины и стыда, систематизация которых позволила наиболее четко обрисовать отличия между двумя феноменами.

Полученные результаты предоставили возможность провести сравнительный анализ вины и стыда, позволивший констатировать их тесную связь и наряду с этим обозначить отличия. Кроме этого прослежены отличия в представленности вины и стыда в сознании респондентов разных групп.

В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы, и приводятся основные выводы:

1. Вина и стыд являются интегральными показателями системы отношений личности, в которую включены непринятие себя и других, обидчивость, враждебность, подозрительность, экстернальность и ведомость. Кроме этого, показатели вины коррелируют с социальной дезадаптированностью, эскапизмом, тенденцией переживать отрицательные эмоции. Личность, у которой в системе связей с миром вина и стыд акцентируют данные отношения и характеристики, приобретает статус субъекта затрудненного общения.

2. В обыденном сознании вина и стыд представлены в качестве средств социального воздействия. Считается, что они могут оказывать позитивное воздействие на взаимоотношения, но одновременно с этим затрудняют процесс общения, выступают коммуникативными барьерами, заставляя избегать общения, повышают уступчивость и в силу этого могут использоваться в качестве средств корыстного, манипулятивного воздействия на других.

3. Показатели склонности к переживанию вины четырех типов (выжившего, гиперответственности, отделения и ненависти к себе), а также показатели совокупной склонности к переживанию вины в группе асоциальных мужчин значимо выше, чем в группе социализированных мужчин.

4.  Показатели склонности к переживанию вины в группе мужчин и женщин парциально отличны. Уровень склонности к переживанию вины выжившего и вины ненависти к себе в группе мужчин и женщин отличаются значимо с превалированием показателей в группе мужчин, а показатели групповых отличий вины отделения и вины гиперответственности не достигают уровня значимости.

  1. В обыденном сознании вина и стыд представлены в качестве тесно связанных
    конструктов, которые, вместе с тем, наделены устойчивыми семантическими характеристиками, позволяющими отличать один феномен от другого. В семанти-
    ческом пространстве вины значимым семантическим признаком является отношение к поступку, а в семантическом пространстве стыда в качестве ядерных выступают семантические признаки, описывающие отношение к себе, телесность и публичность.

6. Выявлена низкая степень представленности темы вины и стыда в  обыденном сознании. Наиболее слабо особенности этих феноменов осознаются асоциальными мужчинами. В отличие от просоциальных респондентов в случае актуализации вины или стыда у асоциальных мужчин отсутствует тенденция рефлексировать свое поведение. Эти отношения в группе асоциальных респондентов чаще, чем в группе просоциальных респондентов, сопровождаются дезадаптивными когнитивными и поведенческими установками, в силу чего в данных ситуациях они ощущают выраженную потребность во внешней поддержке и прощении.

7. Выявлены групповые отличия в способах категоризации вины и стыда. Мужчины часто определяют вину в качестве категории, описывающей объективную сторону поступка, т.е. в смысле, близком к юридическому или акцентируют ее когнитивный компонент, в то время как женщины выделяют эмоциональный компонент вины. Асоциальные мужчины с трудом способны категоризировать вину. Стыд, в отличие от вины, респондентами разных групп определяется через понятия, описывающие исключительно субъективные эмоциональные феномены.

8. Согласно обыденным представлениям респондентов  всех трех групп существует тенденция переживать вину и стыд по отношению к матери и к ряду других наиболее близких, эмоционально-значимых лиц, а также по отношению к своей совести (себе).

9. В соответствии с представлениями респондентов, вина и стыд часто актуализируются одновременно, сопровождаются идентичными эмоциональными состояниями, прежде всего – беспокойством. При этом в  ситуации переживания стыда чаще возникают неадаптивные когнитивные и поведенческие установки.

10. Вина детерминируется осознанием неприемлемости своего поведения и содержит в себе отношение к поступку. Она лишь вторично может содержать в себе отношение к «Я». Стыд непосредственно выражает отношение  к различным сторонами и аспектами «Я»: а) стыд обуславливается не столько своим личностным отношением к поступку или  ситуации, а  ощущением выставленности на публичное обозрение (отношение к публичному «Я»); б) переживания стыда часто связаны с телом, физическим «Я», сексуальной сферой (отношение к физическому «Я»);
в) стыд может быть вызван ощущением своей некомпетентности в чем-то (оценка силы «Я»); г) переживания стыда могут возникать не только по поводу себя, но и по поводу других, обычно связанных с субъектом переживания, людей (отношения к объектам, входящим в структуру «Я» субъекта).

11. Для решения эмоциональных проблем, связанных с переживаниями вины и стыда, респонденты не склонны обращаться к специалистам (психологам, психотерапевтам), а предпочитают решать данные проблемы самостоятельно, часто предоставляя работу времени, а, следовательно, – защитным механизмам, либо обращаются за помощью к эмоционально-значимым близким людям. В ситуации стыда, в силу переживания уязвленности «Я», человек в большей степени нуждается в поддержке со стороны близких.

Результаты эмпирического исследования позволили уточнить полученную в процессе теоретического анализа информацию и сформулировать такие определения вины и стыда, которые позволяют отличать один феномен от другого.

Вина – отрицательное отношение к своему поступку, когда негативные события интерпретируется как результат собственного поведения, подлежащего коррекции.

Стыд – отрицательное отношение к своему Я, когда оно глобально и константно  оценивается в качестве причины негативных событий или ему в глобальном и устойчивом смысле приписывается некая ущербность.

В заключении даются психологические рекомендации по использованию материалов исследования в области социальной психологии (коррекция отношений к себе и другим, затрудненное общение, аутсайдерство), медицинской психо-
логии (депрессивные, нарциссические расстройства, мазохистические паттерны поведения, ПТСР, аддиктивность) и юридической психологии (криминальное и
делинквентное поведение), а также в просветительской, психокоррекционной и консультативной сфере в связи с разного рода психологической  проблематикой.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

  1. Короткова Е.В. Влияние вины на здоровье человека (или как сделать переживание вины конструктивным) // Психологический вестник.  Вып. 4, ч. 1-2. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та,   1999.  С. 181 – 189 (в соавторстве с О.С. Васильевой).
  2. Короткова Е.В. Комплексный подход к понятию «вина» // Прикладная психология. 2000.  №3. С. 22 – 38 (в соавторстве с О.С. Васильевой).
  3. Короткова Е.В. Теоретико-практические аспекты в психотерапии вины и стыда // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во ЮРГИ, 2000. С. 44 – 48 (в соавторстве с О.С. Васильевой).
  4. Короткова Е.В. Психология вины // Научная конференция аспирантов и соискателей (Тезисы докладов, 2000). Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2000.С. 128 – 130.
  5. Короткова Е.В. Вина и стыд: социально-психологический подход // Психологический вестник.  Вып. 5., ч.1-2. Ростов – на –Дону: изд-во Ростовского ун-та, 2000. С. 170-178.
  6. Короткова Е.В. Методологически-экспериментальный подход к изучению вины и стыда // Журнал практического психолога. 2000. № 12. С. 3-29 (в соавторстве с О.С. Васильевой).
  7. Короткова Е.В. Значение работы с виной и стыдом в психотерапии аддиктивного поведения // Тезисы Международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования». М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. С. 9-10 (в соавторстве с О.С. Васильевой).
  8. Короткова Е.В. Оценка валидности и надежности опросника IGQ (Иррациональной межличностной вины) // Актуальные проблемы психологической диагностики: Сб. статей. Ростов н/Д: Фолиант, 2001. С. 150-163 (в соавторстве с О.С. Васильевой, С.Л. Ульяницким).
  9. Короткова Е.В. Коррекция психологических проблем, связанных с виной и стыдом в психодраматической группе // Материалы Международной научно-практической конференции. Морено-Фестиваль 2001. Ростов н/Д: Фолиант, 2001. С. 12-14 (в соавторстве с О.С. Васильевой).

Войдите, чтобы оставить комментарий
  • Яндекс.Метрика