В последние десятилетия стало достаточно популярным изучение психологических особенностей женщин с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией.
В зарубежной психологии этим занимаются уже достаточно давно. В частности, еще в конце семидесятых годов было проведено масштабное междисциплинарное исследование, в котором было выделено более 700 факторов, объединенных в 46 шкал /12/. Авторы установили, что из психологических факторов с успешной адаптацией к беременности и материнству коррелируют: сильное эго (личностная зрелость), достигнутая женская идентичность (зрелая полоролевая идентификация), опыт взаимодействия с младенцами в детстве (один из видов онтогенетического опыта, связанный с развитием материнства).
В отечественных исследованиях начиная с 90-х годов интенсивно изучаются психосоматические и психотерапевтические аспекты нарушенной репродуктивной функции, и в частности зачатия и беременности /6,9,11/. При этом Э. В. Кришталь, М. В. Маркова /6/ указывают, что женщины с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией не различаются по устойчивым личностным качествам, не имеющим прямого отношения к адаптационным механизмам. Среди них экстраверсия — интроверсия, особенности когнитивной сферы, а также таким индивидуальным и социальным параметрам, как: возраст, образование, количество детей в семье, материальные и жилищные условия.
Вместе с тем проведенные исследования и полученные данные позволяют обобщить выявленные психологические особенности женщин с разными формами нарушения репродуктивной функции (нарушением менструального цикла, гинекологическими заболеваниями, невынашиванием, задержками внутриутробного развития ребенка, гестозами, осложнениями менопаузы и т. п.).
Исследования В.Д.Менделевича и Э.В.Макаричевой /7/ показали, что в преморбиде у женщин с необъяснимым бесплодием широко распространены черты психического инфантилизма. По мнению авторов 1/3 больных, страдающих бесплодием неясного генеза, имеют черты психического инфантилизма, а 89,5% исследованных имеют слабую половую конституцию.
С помощью теста ММРI В.Д. Менделевич и Э.В. Макаричева выявили определенный личностный профиль бесплодных женщин. Эти женщины имеют склонность к депрессивным реакциям, конфликтны, эмоционально неустойчивы, тревожны с выраженным стремлением нравится всем окружающим. Они неуверенны в себе, их самооценка неустойчива и зависит от мнения окружающих /7/. Неудовлетворенность собой, сниженную самооценку отмечает у бесплодных женщин А.В.Колчин /5/. Patt с соавторами обнаружил у бесплодных женщин противоречие между самооценкой и своими идеалами.
Н.А. Богдан /3/ в психологическом портрете женщины, испытывающей затруднения в вопросе рождения ребенка, выделяет не только психологическую незрелость и инфантилизм. Отсутствие психологической фертильности она также связывает с базовым недоверием окружающему миру, поэтому здесь не важно, есть на то веские причины или нет. Недоверие окружающим проявляется в таких особенностях личности, как повышенное желание контролировать ситуацию вокруг, непринятие нового, психологическая негибкость, чрезмерная приверженность четкому планированию.
Бесплодные женщины неуверенны не только в окружающих, своем партнере, но и в себе. В качестве отличительной особенности бесплодных женщин автор выделяет заниженную самооценку или компенсированную заниженную самооценку. Скомпенсированная низкая самооценка приводит к стремлению к перфекционизму (комплексу отличницы). Стремление к тому, чтобы у них все было «на отлично», лучше чем у других, является способом повышения самооценки. Такие женщины в стремлении преодолеть чувство неполноценности добиваются очень многого, но в глубине души остаются неуверенными в себе, не любящими себя.
Н.А. Богдан указывает, что у женщин с нарушенной психологической фертильностью имеется внутренний конфликт в психологическом принятии своего пола, который часто формируется вследствие конфликтных отношений с родителями в детстве. Как следствие они асексуальны, что проявляется, например, в повышенной ценности карьеры, психологическом поведении, свойственном противоположному полу – лидерстве, принятии на себя высокой ответственности, волевом характере. Несоответствие психологического пола часто формируется вследствие конфликтных отношений с родителями в детстве.
Отмечается, что бесплодные женщины часто имеют трудности и психотравмы детского возраста, различные страхи – потери привлекательности, карьеры, внимания мужа, физической боли, родов, страх потери независимости, и очень много других. Эти женщины нередко воспитывались в многодетной семье или в детском учреждении /3/.
Карымова О. С. /4/ проведя анализ результатов СМИЛ показала, что для женщин–матерей более свойственны эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность, интровертированный тип общения, фемининные черты личности. В социально – значимых ситуациях они проявляют уступчивость. В то время как бесплодные женщины в целом эмоционально неустойчивы, при этом возможен конфликт между стремлениями в разнонаправленные стороны: эгоизм и альтруизм, агрессивность и стремление нравиться, обособленность и принадлежность группе. При этом для них характерна маскулинность: независимость, стремление к эмансипации, самодостаточность. Кроме этого в отличие от матерей они склонны к психосоматическим расстройствам.
Результаты методики ДМО позволили О.С. Карымовой заключить, что женщины, состоящие на учете по бесплодию, в большинстве своем властны, нетерпимы к критике, независимы, обособлены в группе, в некоторой степени самодовольны, упорны, подозрительны к окружающим. При этом они прислушиваются к мнению окружающих и порой зависят от их мнения. Для группы же женщин-матерей, характерны: уверенность, искренность, непосредственность, умение быть хорошим наставником и организатором, реалистичность в отношениях с другими, скромность, покорность, склонность брать на себя чужие обязанности, потребность в помощи и доверии со стороны, компромиссное поведение, развитое чувство ответственности, выраженная готовность помогать другим людям.
В рамках исследования, с помощью методики ДМО О.С. Карымова обнаружила, что бесплодные женщины чаще описывают портрет своего партнера как способного организатора, однако при этом конформного, зависимого от мнения окружающих, покорного, обидчивого, недоверчивого, подозрительного, с чувством вины. В свою очередь, большинство женщин – матерей оценивают образ реального партнера как доверчивой личности, помогающего, способного выполнять чужие обязанности, имеющего свою точку зрения, нонконформного, с устойчивыми моральными ценностями, одновременно нетерпимого к критике.
В перинатальной психологии принято выделять две группы женщин (А и Б), имеющих осложнения зачатия и течения беременности /1, 7/.
В группу А водят женщины, имеющие нарушение репродуктивной функции до беременности в основном гормонального происхождения, бесплодие или трудности зачатия, угрозу прерывания беременности и невынашивания, нарушение внутриутробного развития ребенка с минимальным риском для здоровья женщины. В группу Б входят женщины, имеющие гинекологические заболевания соматического характера и негинекологические соматические проблемы, влияющие на успешность репродуктивной функции и одновременно угрожающие здоровью женщины /1,7/.
Исследователи обнаружили, что личностные особенности женщин входящих в эти две группы отличаются. Для женщин из группы А характерны следующие психологические особенности /1,7/.
— эмоциональная неустойчивость, склонность к гиперстеническому реагированию;
— склонность к перепадам настроения;
— болезненное отношение к неудачам с накоплением отрицательных эмоций и их взрывчатым выплеском;
— склонность к формированию сверхценных идей, что проявляется в сверхценности беременности, своей репродуктивной функции;
— искажение женской идентичности: усиление маскулинных качеств и ослабление женственности, отвержение собственной женственности;
— снижение уровня социальной адаптации, отсутствие гибкости во взаимодействии;
— конфликтные отношения с матерью, иногда выражающиеся в некритичной идеализации и недифференцированном представлении об отношениях с ней;
— неудовлетворенность собой, завышенная самооценка;
— неудовлетворенность отношением к себе других, претензии к ним;
— защитное декларирование ценности материнства;
— пониженная ценность ребенка;
— повышенная тревожность с преимущественно выраженной эмоциональной составляющей;
— возможно недостаточное осознание болезни, эйфория;
— гетероагрессия, чаще подавленная.
У женщин группы Б диагностированы такие психологические особенности:
— эмоциональная неустойчивость, склонность к гипостеническому реагированию;
— склонность к пониженному настроению, раздражительность;
— снижение общей активности;
— подверженность стрессам, склонность к депрессиям;
— зависимость от окружающих, поиск внешней помощи;
— нормальная женская идентичность, усиление женственности;
— тревожные, зависимые, симбиотические отношения с матерью;
— неуверенность в себе, заниженная самооценка, чувство вины;
— доверие, некритичность по отношению к другим;
— неуверенность в своей материнской компетентности, сверхответственность;
— повышенная ценность ребенка, но возможна пониженная;
— повышенная тревожность с преимущественно выраженной соматической (функциональной) составляющей;
— невротизация по типу «бегство в болезнь»;
— аутоагрессия, чаще подавленная, риск суицида.
Выявленные особенности свидетельствуют о том, что женщины обеих групп имеют, во-первых, выраженный внутренний конфликт в материнской сфере, во-вторых, нарушения психологической адаптации и инфантильный способ разрешения конфликтной ситуации по типу соматизации, в-третьих, различия по форме конфликта в материнской сфере, адаптационным механизмам и формам соматизации конфликтной ситуации.
Г.Г. Филиппова дополняет и расширяет информацию о различиях, свойственных женщинам из групп А и Б /10,11/.
Она полагает, что для женщин группы А характерны непринятие своей женственности и подавленная гетероагрессия, а также:
— неготовность к материнству в форме «конфликтность»;
— образ ребенка объектный, с ярко выраженной конфликтностью;
— преимущество негативных черт ребенка или эйфорическая неосознанность его негативных черт;
— слабая сфомированность образа ребенка, отсутствие динамики этого образа в течение беременности;
— пониженная ценность ребенка;
— сниженная материнская компетентность;
— негативное отношение к материнским обязанностям;
— эмоционально бедное или конфликтное представление о себе как о матери;
— конфликтные или некритично идеализированные представления о своей матери;
— представление о своей дочерней роли как источнике осложнений в жизни матери.
Кроме того, женщины этой группы отличаются защитной декларацией тревоги за ребенка и сверхценности материнства, что выражается в негативном невербальном и позитивном вербальном образах своего ребенка и себя как матери.
По мнению Филипповой для женщин группы Б характерны принятие своей женственности и подавленная аутоагрессия, а также:
— неготовность к материнству в форме «тревожность»;
— образ ребенка недостаточно субъектный, с выраженной тревожностью;
— преимущество позитивных черт ребенка, сверхценность ребенка и материнства;
— слишком подробная прорисовка и конкретность образа ребенка, недостаточная динамика образа в течение беременности;
— повышенная или пониженная ценность ребенка;
— обостренная материнская компетентность, склонность к гиперопеке;
— сверхценное отношение к материнским обязанностям;
— тревожное представление о себе как матери с заниженной самооценкой;
— симбиотические, амбивалентные или тревожные представления о своей матери;
— представление о своей дочерней роли как сверхценности для матери, одновременно с выраженной тревожностью.
Кроме того, женщины этой группы отличаются реальной декларацией тревоги за ребенка и сверхценности материнства в сочетании с тревогой по поводу своей несостоятельности, что выражается в позитивном невербальном и недифференцированном или негативном вербальном образах своего ребенка и себя как матери.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для женщин с нарушением репродуктивных функций, бесплодием по сравнению со здоровыми в репродуктивном отношении женщинами характерны следующие особенности: недостаточность способности к социальной адаптации; общая инфантильность, проявляющаяся незрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией; неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная неустойчивость; внутренняя конфликтность; базовое недоверие к окружающему миру, сочетающееся с зависимостью от других; повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности; заниженная самооценка или компенсировано заниженная самооценка; подавленная агрессия разной направленности; осложненные отношения с другими людьми, прежде всего — близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью.
Учитывая проведенное нами теоретическое исследование, в практической коррекционной работе с психологической составляющей, обуславливающей проблему зачатия, в качестве основных следует выделить несколько блоков работы:
Целесообразно начинать коррекционную работу с проработки негативных установок, которые способны препятствовать беременности, а именно с работы со страхами, связанными с беременностью.
Начать работу со страхом беременности можно с упражнения – медитация «Возвращение к гармонии». Подумайте, какой страх мешал Вам открыться беременности. Осознайте его, откуда он у Вас. Напишите свои страхи. После этого приступайте к медитации.
Медитация
Подумайте о страхе. Подумайте, где, в каком уголке своего тела Вы позволили жить страху. Где этот страх, в каком органе? Какого цвета? Холодный? Горячий? Зажгите свечу. Представьте свое энергетическое тело в огне свечи. Огонь несет в себе очищающую силу. А вы, смотря на пламя, глубоко вдохните. Примите свою беременность. Почувствуйте себя частичкой единого целого. Побудьте в состоянии принятия ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, ощутите СЧАСТЬЕ быть женщиной.
Как показало проведенное нами теоретическое исследование сложности с зачатием и вынашиванием в большой степени обуславливаются нарушенными отношениями с матерью, источник которых лежит в самом раннем детстве и которые впоследствии приводят к нарушению процесса сепарации от матери. Поэтому для проработки интересующей нас проблемы особенно важна позитивная трансформация отношений женщины с ее матерью
Упражнение «Проработка отношений с матерью»
Необходимо взять 2 листа бумаги. На первом листе нужно выписать все те особенности, поступки матери, которые хочется оставить за пределами своей жизни. На втором листке написать список, в котором отразить все поступки, умения, качества, которые хочется взять от матери в свою жизнь. Каждый из списков начинаем с личного обращения. Например, «Ты делала…», «Ты умеешь…»
На втором этапе предстоит следующая работа:
По поводу первого списка – последовательно ищем позитивную сторону в каждом пункте из списка.
По поводу второго списка – благодарим и с благодарностью принимаем качество или умение. Можно попросить маму передать это умение или качество. Передача может происходить в виде подарка при работе с воображением и движением.
Упражнение «Работа с генограммой»
Необходимо построить женскую генограмму в которой прослеживается история женщин рода. Прежде всего, необходимо обратить внимание на историю материнства и отношений с мужчинами. Генограмма должна быть построена на максимально возможное количество поколений.
На следующем этапе работы в роду выявляются ресурсные случаи и случаи, когда женщинам не удавалось реализовать себя в качестве матери.
Далее берутся ресурсные случаи и с выражением благодарности, уважения и признания у женщин, выступивших авторами этих случаев, просится благословение.
По поводу проблемных случаев разыгрывается психодраматическое взаимодействие с каждой из женщин. Для этого берутся стулья для каждой женщины и для себя. Последовательно с каждой женщиной ведется диалог. Перед завершением диалога клиентка просит у каждой женщины благословение на материнство.
Техника получения ресурса через благословение
Данная техника особенно полезна тем женщинам, которые в собственной генограмме не обнаружили ресурсных случаев.
Возможны два варианта работы:
1.Дается задание вспомнить знакомых женщин, чья история материнства является успешной. Если с этими женщинами/одной из них сложились дружеские, доверительные отношения, дается задание – обратиться с просьбой о благословении на материнство. Благословляющие слова предваряются вручением благословляемой женщине специального подарка, который может символизировать счастливое материнство. Вручение подарка должно происходить в торжественной обстановке. Например, это может быть чаепитие или торжественные слова.
2. Если у женщины нет подходящих знакомых, к которым она может обратиться с соответствующей просьбой, ей предлагается вспомнить ресурсные истории материнства, о которых она узнала из кинофильмов, историй и т.д. После этого благословение с символическими подарками разыгрывается психодраматически. Подарки представляются визуально. После символического принятия подарков необходим этап телесной интеграции. На данном этапе предлагается, взяв подарок в руки, расслабиться и попросить свое бессознательное повести руки к той части тела, которую оно выберет в качестве важного для интеграции подарка. После того как руки прикоснутся к нужному участку, необходимо, не отрывая в течение некоторого времени рук, прислушаться к ощущениям в своем теле.
С целью проработки проблем самооценки хорошо наладить опыт общения со своим детским «Я». Здесь полезно упражнение «Фотоальбом».
Перед работой с этим упражнением женщине необходимо просмотреть свои детские фото и принести их на сеанс.
Упражнение можно предварять небольшой релаксацией. Просим представить, что сейчас этот ребенок сидит на стуле. Предлагается поговорить с этим ребенком о том, как он рос, вырос и что из него вышло. Здесь хорош диалог. Такая беседа помогает оказать поддержку своему детскому «Я».
Поскольку с бесплодием может быть связан опыт отношения с внутренним ребенком важно проработать данные отношения.
Наш Внутренний Ребенок – это уязвимая и чувствительная часть нашей души, а также естественность (иначе говоря, наши природные качества), которую с годами – по мере взросления – мы теряем. Исцеление внутреннего ребенка неизменно предполагает контакт, общение с ним.
Для того, чтобы беременность, хорошее вынашивание и рождение ребенка состоялись женщине необходим ресурс, который в случае его недостатка следует формировать с помощью методик, актуализирующие ресурсы.
Анализ работы С. Мироновой /8/ позволяет заключить, что недостаток у женщины ресурса, нужного для зачатия и рождения ребенка, может быть связан с накопленным в роду по женской линии чувством вины.
Согласно ее словам женский род отягощаяет чувство вины за совершенные убийства во чреве. Автор предлагает каждой женщине, проникнув в тайну Души, с помощью сознания открыться любви не рожденных в ее роду детей. Возьмите чистый лист бумаги и краски. Нарисуйте ту любовь, которую вы отказались когда-то принять. Не важно, Вы лично это были или Ваша мама, бабушка. Это ваш род. Изобразите это чувство во всем его многообразии. Теперь посмотрите на свой рисунок, почувствуйте то место, где ваш взгляд как бы концентрируется. Пристально смотрите в это место, почувствовав, что вы слились с ним. Сделайте медленный вздох – Вы открылись для любви. Продолжайте вдохи и наполняйте свое тело теплом и светом. Когда Вы почувствуете наполненность, освободите свой страх, дайте выйти чувству вины из вашего тела. Проникнитесь безграничностью Вашего Духа в этом теле. Почувствуйте любовь к своему телу. Разрешите себе несколько минут побыть солнышком! Светитесь! Божественная энергия входит в Вас, омывая все тело изнутри. Пошлите Вашу любовь всему живому. Наконец-то настал момент чудесного исцеления. Вас оставили горечь и тревога. Вы испытали на себе великую силу ПРОЩЕНИЯ.
Таким образом, для женщин с нарушением репродуктивных функций, бесплодием по сравнению со здоровыми в репродуктивном отношении женщинами характерны следующие особенности: недостаточность способности к социальной адаптации; неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; общая инфантильность, обуславливаемые повышенным уровнем личностной и ситуативной тревожности; заниженной самооценкой или компенсировано заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью; осложненные отношения с другими людьми, прежде всего — близкими, деструктивный, конфликтный опыт отношений с собственной матерью, сочетающиеся с зависимостью от других, подавленной агрессией разной направленности. Учитывая сказанное, в статье мы представили некоторые техники, корректирующие психологическую составляющую, обуславливающую проблему зачатия, такие как техники работы с повышенной тревожностью и формированием стрессоустойчивости, проработки отношений с матерью, работы с образом «Я» и самооценкой.
Литература
1. Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности // Перинатальная психология и медицина: Сб. матер. конф. по перинат. психол.— СПб.: 2001, С. 24–29.
3. Богдан Н.А. Психологические проблемы, сопровождающие проблему бесплодия и возможности оказания психологической помощи в процессе его лечения методом ЭКО// Перинатальная психология и медицина, психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии: Матер. Всерос. конф.— Иваново, 2001, С. 98–101.
4. Карымова О. С. Социально-психологические особенности репродуктивной установки бесплодных мужчин и женщин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПб, 2010
5. Колчин А. Психологические аспекты репродукции человека. // Проблемы репродукции . – М., С. 12-13.
6. Кришталь Э. В., Маркова М. В. Бесплодие супружеской пары в аспекте медицинской психологии. - Харьковская медицинская академия последипломного образования, 2003.
7. Макаричева Э.В., Менделевич В.Д. Психический инфантилизм и необъяснимое бесплодие.// Социальная и клиническая психиатрия. 1996. №3 стр.20-22.
8. Миронова Светлана Беременность – это благодать! ГУПСО «Ревдинская типография».
9. Менделевич В. Д. Гинекологическая психиатрия.— Казань, 1996.
10. Филиппова Г. Г. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности // Перинатальная психология и медицина, психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиа-
трии и терапии: Матер. Всерос. конф.— Иваново, 2001, С. 4–11.
11. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие.— М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
12. Shereshefsky P. M., Yarrow L. J. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adaptation.— N. J.: Raven Press Publ., 1973.