Научная психология.Статьи

Методологически-экспериментальный подход к вине и стыду

Е.В. Белинская

Рассматривается методологический подход к изучению вины и стыда, в основу которого положены принципы теории социального конструктивизма. В соответствии с выбранным подходом объектом исследования выступают социальные представления о вине и стыде. Для изучения этих переживаний выбран метод релевантный теории социальных представлений – анкетирование. Предлагаются разработанные авторами две анкеты, применимые для изучения обеих эмоций (в статье дан образец для исследования вины). Обсуждаются результаты, полученные с помощью первой анкеты, при этом предлагается сравнительный анализ представлений о двух эмоциях. Исследование опиралось на ответы трех групп респондентов, что позволило провести сравнение представлений о вине и стыде у разных гендерных групп и у групп законопослушных граждан и лиц, осужденных за совершение насильственных представлений.

Ключевые слова: вина, стыд, социальная психология, социальный конструктивизм, самоотчеты, социальные представления, анкета, гипотеза, отношение.

Как вина, так и стыд традиционно относятся отечественными психологами к сфере моральных чувств. В свою очередь, и чувства, как психический процесс, и мораль, как особая форма общественного сознания, имеют социальную сущность, то есть являются продуктом социальных взаимоотношений и направлены на их отражение и регуляцию. Следовательно, актуальной представляется необходимость изучения интересующих нас эмоциональных явлений в контексте социальной психологии. То есть важно определить, какую роль и значение имеют вина и стыд в общении и взаимодействии людей. Существует взгляд, утверждающий, что социальным поведением управляют внутренние каузальные механизмы /8/. Между тем, изучение дефиниций  вины, представленных в различных энциклопедических словарях показало, что одним из определений данного понятия является “причина”/3/. Это означает, что способ каузальной интерпретации действительности, управляющий социальным поведением, в значительной мере связан с тем, кому или чему субъект взаимодействия и общения атрибутирует причину происходящего (вину). Отношения причинности, таким образом, могут выступать одной из точек сопряжения между моральными чувствами и социальным поведением.

Целью нашего исследования было, во-первых, изучение того, оказывает ли влияние и какое именно переживания вины и стыда на общение и взаимодействие людей, и во-вторых, изучение психологических особенностей этих эмоций и их отличий друг от друга. Исследование, претендующее на максимально возможную объективность, должно проводиться с помощью соответствующих методов, имеющих под собой определенную методологическую базу. Большая часть исследований психической реальности производится с помощью самоотчетов. В процессе изучения вины и стыда у нас возникли определенные методологические трудности. Дело в том, что и вина, и стыд относятся к эмоциям, связанным с оценкой своего Я. Самооценки же, либо внешние оценки поведения и личности человека стимулируют включение защитных механизмов, призванных поддерживать его самоуважение. Поэтому можно поставить под сомнение объективность самоотчетов, касающихся оценок переживания субъектом эмоций, относящихся к сфере самосознания.

В целом, проблема объективности экспериментальных исследований, в том числе самоотчетов, давно стоит перед научной психологией. Так, А.М. Эткинд на основе обобщения большого количества данных и собственных экспериментальных исследований пришел к следующему выводу. “Если психолог ищет в самоотчетах объективную информацию о поведении, то его почти наверняка ждет разочарование. Если же ему нужен инструмент проникновения в субъективную реальность, личностные смыслы, систему отношений его испытуемых, то вряд ли какие-либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты” /10/. Проблема значимости субъективной реальности с особой остротой встала перед социальными психологами. Недаром зарубежные социальные психологи утверждают, что постепенное развитие социальной психологии от позитивизма и неопозитивизма привело к возникновению новой парадигмы, носящей название социальный конструктивизм. Развитие новой парадигмы стало необходимым, поскольку психология встала перед лицом невозможности решить ряд назревавших в течение длительного времени вопросов.

Социальный конструктивизм постарался примирить две на протяжении столетий противоборствующие позиции, представители одной из которых утверждают, что знания по своей природе экзогенны, представители же другой убеждены в правильности эндогенной трактовки происхождения знаний.  “Адепты социального конструкционизма взяли на себя смелость выйти за пределы традиционного дуализма субъект-объекта со всеми его проблемами и приступили к разработке новой концептуально-аналитической схемы, базирующейся на альтернативной (не эмпирической) теории науки, ее функций и потенциала”/8/.

Исследователи, работающие в русле новой парадигмы, постулируют важность социального конструирования реальности. “Формы понимания мира, приобретаемые в ходе социальной коммуникации, обладают чрезвычайно большим значением для социальной жизни в целом, поскольку описания и объяснения мира сами конструируют формы социального действия”/8/. То есть все то, что считается в обществе знанием, не смотря на обоснованность или необоснованность такого “знания”, становится само собой разумеющейся “реальностью” для рядового человека.

В работах современных отечественных социальных психологов имеют место идеи, которые соответствуют социально-конструктивистским концептуальным положениям. Помимо идей А.М. Эткинда, касающихся самоотчетов, интересны в данном смысле мысли А.А. Бодалева. По его словам, “объект и субъект могут существовать не только реально, но и мнимо, как чисто воображаемые психические конструкты. Если я мыслю о некоем объекте, его образ, возникающий в моем воображении, является таким же объектом, как тот, что он отражает, однако объект этот не материальный, подлинный, реальный, а отраженный, идеальный, существующий лишь в сознании, то есть квазиобъект… Речь здесь идет о представлениях… Иначе говоря, представления или квазиобъекты, суть модели реальных объектов”/2/.

Поскольку, во-первых, “психологические понятия “эмоции, мотивы и т.п.” отсекаются от своей онтологической основы в голове индивида и становятся составной частью социального процесса”, а во-вторых, “социально-конструкционистский анализ охватывает такие разнообразные явления, как личность, Я, причинность, мотивация, эмоции, пол”/8/, то мы считаем возможным в своем исследовании опираться на положения данной концепции. Теперь следует определить, какая именно реальность способна стать объектом нашего исследования. По нашему мнению таким объектом должны выступить социальные представления, имеющиеся у конкретных групп населения относительно  вины и стыда. Мы считаем, что изучение социальных представлений имеет большую ценность и значимость для психологии, поскольку, с одной стороны, именно такая реальность доступна максимальной объективации, и с другой стороны, реакции и все поведение человека, как правило, обуславливаются не объективной реальностью, а его представлениями об этой реальности.

Концепцию социальных представлений разработал Серж Московиси. Под социальными представлениями автор понимает “способ интерпретации и осмысления повседневной  реальности, определенную форму социального познания, предполагающую когнитивную активность индивидов и групп, позволяющую им фиксировать свою позицию по отношению к затрагивающим их ситуациям, событиям, объектам и сообщениям”/4/. Социальные представления, будучи когнитивными образованиями, согласно гипотетической структурной модели, предложенной С. Московиси, имеют три измерения: информация, поле представления и установка. Интерпретируя позицию С. Московиси, мы полагаем, что информация представлена когнитивным компонентом, поле представления – семантическим, а установка – готовностью к реагированию, которая имеет сложное строение, включая в себя эмоциональные, в том числе бессознательные компоненты.

Традиционными для концепции социальных представлений являются методы анкетирования, контент-анализа и структурированной беседы. По определению “анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Составление анкеты – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов /9/”. Для изучения социальных представлений об интересующих нас эмоциях нами были разработаны две анкеты. Первая анкета состоит из вопросов закрытого типа. Утвердительные ответы на предлагаемые вопросы подтверждают наши гипотезы, отрицательные – опровергают. Вина и стыд во многом похожи по своим функциям, генезу, проявлениям. Поэтому нами было решено применить идентичные анкеты для изучения обеих эмоций. Мы полагаем, что это способно помочь определить сходства и  различия в социальных представлениях относительно изучаемых нами эмоций. Анкета для изучения стыда состоит из 21 вопроса, для изучения вины – из 23. В последнюю добавлены два вопроса 18 и 21, способные отразить специфические особенности вины, но не стыда. Вопросы 1-3 и 5-7 данных анкет направлены на изучение представлений о типичности данных переживаний и об их характеристиках. Остальные изучают социальные представления о значении вины и стыда для общения и взаимодействия людей.

Вторая анкета направлена на получение более обширного содержательного материала относительно социальных представлений о вине и стыде. Анкета состоит из 12 вопросов. Первые 4 вопроса, каждый из которых состоит из трех шкал, построены по типу семантического дифференциала.  Целью разработки данных вопросов явилось изучение влияния вины и стыда на отношение к партнеру по общению. При этом изучалось и отношение человека, испытывающего вину, к партнеру по общению и, наоборот, отношение  человека к партнеру по общению, который испытывает вину.

Кроме того, разрабатывая данные вопросы, мы предприняли попытку учесть гендерный признак. В работах зарубежных социальных психологов большое внимание уделяется исследованиям гендерных особенностей. Подобная тенденция начинает прослеживаться и в отечественной психологии. Мы полагаем, что при исследовании вины и стыда учет гендерного признака является особенно актуальным, поскольку данные эмоции, прежде всего, характеризуются своей социально-культуральной  обусловленностью, основаны на оценке поведения в сравнении с социальными и этическими нормами, которые по своей природе также социальны. Известно, что нормы и идеалы характеризуются вариабельностью, то есть могут значительно, вплоть до своей противоположности отличаться в различных обществах и социальных группах. При формировании из детей соответственно будущих мужчины или женщины родители и общество в целом руководствуются различными нормами, указывающими, что то, что “хорошо” для представителей одной гендерной группы, может быть “плохо” для другой, и наоборот. Кроме этого нормы и правила в отношении одного и того же аспекта социальной жизни могут быть более жесткими для одной гендерной группы, чем для другой. Например,  полигамное поведение женщин осуждается и даже клеймится, полигамное же поведение мужчин в целом считается нормой и даже признается доказательством половой силы, что в свою очередь дает повод ее обладателю для личной гордости.

Обозначения полюсов, предлагаемых нами трех шкал, были разработаны в соответствии с концепцией А.А. Кроник и Е.А. Кроник. Согласно этой концепции основные типы значимых отношений располагаются в трех координатах: дистанция, позиция, валентность /6/. К координате “дистанция” авторы относят близкие отношения (мы) и дальние отношения (они). Данные полюса мы соответственно обозначили как “близость, заинтересованность” и “отчуждение, отстраненность”. Координата “позиция” предполагает отношение сверху, неуважение (ты) и отношение снизу, уважение (вы). В нашем обозначении полюса этого измерения носят название “превосходство” и “подчиненность”. К координате “валентность” Кроники относят позитивные отношения – симпатию (свои) и негативные отношения – антипатию (чужие). Эти полюса мы назвали соответственно “симпатия, доброжелательность” и “антипатия, враждебность”. Те или иные отношения к окружающим в рамках этих измерений определяют эффективность общения. Так, проанализировав, опираясь на обширный теоретический материал, виды отношений к другому субъекта затрудненного и незатрудненного общения Ю.А. Менджерицкая пришла к выводу, что “отношения к другому, характеризующие субъекта незатрудненного общения располагаются на полюсах осей “дистанция” и “валентность”, имеющих положительный знак, в то время как, отношения, составляющие ось-измерение “позиция” располагаются на полюсах, как с положительным, так и с отрицательным знаком”/7/. В соответствии с этим, составляя первые два вопроса, мы ставили целью выяснить, какие отношения к другому в рамках выделенных измерений характерны для человека испытывающего вину и стыд. Следующие два вопроса призваны выяснить, какие отношения возникает у окружающих по отношению к тем,  кто перед ними испытывает эти эмоции. Ответы на данные вопросы способны показать затрудняют ли или облегчают и в какой мере переживания вины и стыда межличностное общение.

Пятый вопрос направлен на изучение социальных представлений о том, в каких именно отношениях (с близкими или посторонними, вышестоящими или нижестоящими) наиболее вероятным оказывается переживание вины и стыда.

Следующие 6, 7 и 8 вопросы призваны изучить социальные представления относительно установок, актуализирующихся в ситуации переживания вины. Как известно, любая установка состоит из трех компонент (когнитивной, эмоциональной и поведенческой). Каждый из этих трех вопросов изучает соответственно одну из компонент установки. Особо следует сказать о 7 вопросе, направленном на исследование эмоциональной компоненты. Практически ни одна из свойственных человеку эмоций не переживается изолированно в отрыве от других, поскольку для эмоций характерна тенденция к генерализации, объединению в комплексы. Поэтому седьмой вопрос направлен на изучение представлений о том, какие эмоции актуализируются в момент переживания вины и стыда. Мы предположили, что социальные представления относительно интересующих нас эмоций являются недостаточно хорошо вербализуемыми. Чтобы облегчить респондентам задачу вербализации, после каждого  с пятого по восьмой вопроса мы предложили возможные варианты ответов, в том числе учли необходимость предоставления респонденту возможности  свободного ответа.

Девятый вопрос направлен на изучение социальных представлений относительно возможных средств, способных помочь  избавиться от уже возникших переживаний вины и стыда. Ответы на этот вопрос показывают, насколько эти средства могут быть обусловлены социальными взаимоотношениями.

Следующий вопрос предполагает, что респондент вспомнит и опишет те поступки и ситуации, в которых у него возникало чувство вины и стыда. Поскольку поступки, стимулирующие эти эмоции вызывают настойчивое желание быть скрытыми от окружающих и преданными забвению, то ответ на данный вопрос скорее будет носить характер социальных представлений о том, какие поступки должны вызывать данные эмоции.

Последние два вопроса, направленные на изучение ассоциаций, разработаны с целью выявить глубинные неосознаваемые компоненты  установок, включенных в представления о вине и стыде. Интерпретация ответов на данные вопросы способна максимализировать количество информации, которую исследователь способен получить с помощью анкеты.

В своем исследовании мы стремились изучить, во-первых, социальные представления относительно вины и стыда в различных гендерных группах, а во-вторых, в группах, представленных респондентами, фактически находящимися в различном отношении к закону. Поэтому наша выборка респондентов представлена двумя группами мужчин и группой женщин. Группы респондентов-мужчин отличаются друг от друга тем, что их представители фактически состоят в различном отношении к закону. Одна группа представлена лицами, осужденными за тяжкие преступления (убийства, телесные повреждения). То есть эти люди нарушили закон, охраняющий наиважнейшие общественные ценности: жизнь и здоровье человека. Другая группа представлена законопослушными мужчинами. Третья группа, принявшая участие в анкетировании, состояла из женщин, профессия которых (психологи и медсестры) требует выраженных фемининных качеств (понимания, сочувствия, сострадания). В исследовании социальных представлений о вине приняли участие 116 респондентов первой группы, 81 респондент  второй группы и 74 респондента третьей группы. В исследовании социальных представлений о стыде приняли участие 72 респондента первой, 92 – второй и 88 – третьей групп.

Анкета №1

  1. Чувствовали ли Вы себя когда-либо виноватым (ой)?
  2. Типично ли для Вас переживание чувства вины?
  3. Можно ли сказать, что переживание чувства вины стало чертой Вашего характера?
  4. Согласны ли Вы с утверждением, что способность человека переживать вину говорит о его благородстве?
  5. Можно ли сказать, что переживание вины тягостно для Вас?
  6. Может ли переживание чувства вины довести Вас до мыслей о суициде (самоубийстве)?
  7. Согласны ли Вы с утверждением, что Вы бы пожертвовали многим ради того, чтобы снять возникшее переживание вины?
  8. Может ли способность человека испытывать чувство вины оказывать положительное воздействие на взаимоотношения людей?
  9. Затрудняет ли переживание вины перед партнером Ваше общение с ним?

10.  Предпочли бы Вы, если это возможно, избежать общения с человеком, перед которым Вы чувствуете себя виноватым?

11.  Переживая вину, стараетесь ли Вы скрыть это чувство от окружающих?

12.  Замечали ли Вы, что окружающие люди пытались навязать  Вам чувство вины?

13.  Были ли случаи, когда Вы пытались заставить другого человека испытать чувство вины?

14.  Можно ли получить выгоду (в т.ч. психологическую), если Ваш партнер по общению чувствует вину?

15.  Хотели бы Вы, чтобы Вас окружали люди, склонные к  переживанию вины?

16.  Согласны ли Вы с утверждением, что многие люди склонны переживать вину, хотя и не показывают  этого?

17.  Согласны ли Вы с утверждением, что существуют такие люди, которые для удовлетворения своих частных интересов воспользуются тем, что партнер по общению чувствует себя виноватым?

18.  Возникает ли у Вас чувство вины, если Вы видите, что партнер по общению испытывает страдание?

19.  Согласны ли Вы с тем, что если один или оба партнера по общению испытывают чувство вины, то это затрудняет процесс их общения?

20.  Встречался ли Вам человек, одно присутствие которого вызывало у Вас чувство вины, хотя Вы и знали, что для этого нет причин?

21.  Чувствуете ли Вы вину перед своей совестью, если совершаете поступки, приносящие урон Вашему развитию (росту)?

22.  Согласны ли Вы с утверждением, что Вы скорее пошли бы на уступки тому человеку, перед которым чувствуете свою вину?

23.  Согласны ли Вы с тем, что Вам было бы легче отказать, не согласиться с человеком, который чувствует перед Вами  вину?

Анкета №2
  1. Какое отношение вызывает у Вас женщина, перед которой вы чувствуете себя виноватым (ой)?

А)        Отчуждение                                                                         Близость

Отстраненность       ___________________________     Заинтересованность

-2        -1         0          1          2

Б)        Подчиненность        ___________________________     Превосходство

-2        -1         0          1          2

В)        Антипатия                ___________________________     Симпатия

Враждебность           -2         -1         0          1          2          Доброжелательность

  1. Какое отношение вызывает у Вас мужчина, перед которым вы чувствуете себя виноватым (ой)?

А)        Отчуждение                                                                         Близость

Отстраненность       ___________________________     Заинтересованность

-2        -1         0          1          2

Б)        Подчиненность        ___________________________     Превосходство

-2        -1         0          1          2

В)        Антипатия                ___________________________     Симпатия

Враждебность           -2         -1         0          1          2          Доброжелательность

  1. Какое отношение вызывает у Вас женщина, чувствующая себя виноватой перед Вами?

А)        Отчуждение                                                                         Близость

Отстраненность       ___________________________     Заинтересованность

-2        -1         0          1          2

Б)        Подчиненность        ___________________________     Превосходство

-2        -1         0          1          2

В)        Антипатия                ___________________________     Симпатия

Враждебность           -2         -1         0          1          2          Доброжелательность

  1. Какое отношение вызывает у Вас мужчина, чувствующий себя виноватым перед Вами?

А)        Отчуждение                                                                         Близость

Отстраненность       ___________________________     Заинтересованность

-2        -1         0          1          2

Б)        Подчиненность        ___________________________     Превосходство

-2        -1         0          1          2

В)        Антипатия                ___________________________     Симпатия

Враждебность           -2         -1         0          1          2          Доброжелательность

  1. Перед кем Вы склонны чувствовать себя виноватым (ой)?

А) перед матерью

Б) перед отцом

В) перед партнером противоположного пола

Г) перед родственниками

Д) перед друзьями

Е) перед Богом

Ж) перед посторонними

З) перед начальством

И) перед своей совестью

К) перед детьми

Л) перед всеми

  1. Вспомните какие мысли обычно сопровождают переживание вины?

А) я был неправ

Б) я плохой

В) надо извиниться

Г) надо загладить свою вину

Д) нет мне прощения

Е) как я мог так поступить

Ж) что же делать

З) в следующий раз буду умней, буду делать правильно

И) теперь меня не будут уважать

К) теперь меня не будут любить

Л) другие (укажите)

  1. Какие еще эмоции Вы переживаете в тот момент, когда испытываете вину?

А) стыд

Б) тревогу

В) печаль

Г) радость

Д) тоска

Е) растерянность

Ж) гнев на себя

З) внутреннее беспокойство

И) другие (укажите)

  1. Как Вы себя ведете в том случае, когда переживаете чувство вины?

А) прошу прощения у того, кого обидел

Б) избегаю контактов с ним

В) не могу избавиться от самобичевания

Г) впадаю в уныние

Д) стремлюсь себя наказать

Е) стремлюсь исправить ошибку

Ж) стремлюсь разобраться, в чем был неправ

З) иное (укажите, что именно)

  1. Что бы могло (или кто бы мог) помочь Вам избавиться от возникшего переживания вины?

10.  В каких случаях у вас возникало чувство вины? (приведите один, два примера).

11. Какие ассоциации у Вас вызывает слово «вина»?

12. С каким цветом у Вас ассоциируется данное понятие?

Обсуждение результатов

В таблицах 1 и 2 представлены результаты анкетирования выбранных нами групп (АНКЕТА №1) в виде процентных отношений, которые показывают, какой процент респондентов той или иной группы ответил утвердительно на поставленные нами вопросы, т.е. подтвердил те гипотезы, которые лежали в основе вопросов анкеты.

Таблица 1.

Результаты изучения вины с помощью анкеты 1.

вопроса

Мужчины Женщины
Осужденные Законопослушные
1 84% 100% 100%
2 67% 63% 65%
3 40% 22% 13,50%
4 62% 60% 51%
5 65% 74% 92%
6 19%: 11% 5%
7 58% 48% 46%
8 68% 80% 67,50%
9 64% 59% 65%
10 58% 55% 54%
11 58% 63% 32%
12 73% 78% 79%
13 46% 78% 81%
14 54% 80% 75,50%
15 12% 50% 10%
16 81% 78% 89%
17 88% 100% 89%
18 67% 64% 40,50%
19 75% 92,50% 81%
20 38% 40% 28%
21 82% 76% 75,50%
22 85% 84,50% 87%
23 31% 54% 40,50%

Сначала изучим социальные  представления респондентов различных групп о вине (Таблица 1). Как показывают результаты, и 100% женщин, и 100% законопослушных мужчин полагают, что знакомы с чувством вины, т.е. переживали это чувство хотя бы раз в жизни. В группе осужденных мужчин не все согласны с тем, что на практике знакомы с чувством вины: 16% респондентов этой группы полагают, что никогда не испытывали данного чувства.

Количество респондентов, полагающих переживание вины типичным для себя, примерно одинаково в группах, и в среднем равно 65%. Двадцать пять процентов всех респондентов полагают, что переживание вины стало неотъемлемой чертой их характера. При этом результаты оказались достаточно различными в изученных нами группах. Так, чертой своего характера вину считают  40% осужденных, 22% законопослушных мужчин и 13,5% женщин. Следует пояснить, что когда говорится о типичности проявления какого-то качества, то имеется ввиду, что всякий раз или почти всякий раз, когда ситуация требует проявления этого качества, оно имеет место быть. Если говорится о каком-то качестве как о черте характера, то имеется в виду, что данное качество, как правило, всегда оказывает влияние на поведение его обладателя, часто даже делая его неадекватным ситуации, т.е. дезадаптивным. Поскольку вина и стыд относятся к социальным чувствам, то склонность к переживанию этих чувств, будучи чертой характера, проявляется практически во всех ситуациях социального взаимодействия и общения.

Тягостным переживанием вину считают 65% осужденных мужчин, 74% законопослушных мужчин и 92% женщин. Таким образом, гипотезу, поставленную в основу пятого вопроса, в целом подтверждают 77% респондентов. При этом 19% осужденных мужчин, 11% законопослушных мужчин и 5% женщин полагают, что переживание вины способно довести их до суицида. В целом 50,5% респондентов полагают, что пожертвовали бы многим ради того, чтобы снять возникшее переживание вины. Соответственно сказанное относится к 58% осужденных мужчин, 48% законопослушных мужчин и 46% женщин.

Результаты ответов на оставшиеся 17 вопросов освещают социальные представления о влиянии вины на общение и взаимодействие людей. Так, гипотезу о том, что, согласно представлениям большинства людей, способность человека испытывать вину говорит о его благородстве, в целом подтвердили 57,5% респондентов. А именно, эту гипотезу подтвердили 62% осужденных мужчин, 60% законопослушных и 51% респондентов-женщин. Оказалось, что 68% респондентов первой группы, 80% – второй группы и 67,5% – третьей группы, т.е. в среднем 72% полагают, что способность людей переживать вину может оказывать положительное воздействие на взаимоотношения людей. В то же самое время в среднем 62,5% респондентов полагают,  что переживание вины перед партнером затрудняет общение с ним. В целом более половины респондентов (55,5%) полагают, что они бы предпочли избежать общения с человеком, перед которым чувствуют вину. Около половины опрошенных (51%) стараются скрыть переживаемое ими чувство вины от окружающих. Количество утвердительных  ответов на данный вопрос различалось в группах респондентов. Оказалось, что мужчины, как первой (58%), так и второй групп (63%)  более склонны скрывать переживание вины, чем женщины (32%).

В среднем  70% респондентов полагают, что если партнер по общению испытывает вину, то это может повлечь для них выгоду, в том числе психологическую.     Примерно одинаковое количество респондентов, в среднем 76,5%, полагают, что окружающие пытались заставить их испытать чувство вины, т.е., что вина может быть средством социального воздействия. Соответственно, в целом 68% респондентов полагают, что в их жизни были случаи, когда они  пытались заставить другого человека испытать чувство вины. При этом количество утвердительных ответов у законопослушных респондентов, как женщин (81%), так и мужчин (78%), значительно превышает число таковых в группе осужденных мужчин (46%). Очевидно, подобные результаты связаны не с тем, что осужденные реже прибегают к манипулятивному поведению посредством вины, чем законопослушные, а с большим  развитием рефлексивных качеств у последних. Если сравнить результаты ответов на 12 и 13 вопросы, то можно увидеть, что осужденные мужчины в значительной мере более склонны приписывать другим манипулятивные качества, чем себе, т.е. обвинять окружающих; законопослушные мужчины “справедливо” оценивают себя и других (процентное количество ответов оказалось равным в двух вопросах); женщины в среднем несколько более склонны обвинять себя, нежели других, однако полученной по результатам опроса разницей можно пренебречь и отнести позицию женщин к “справедливой”.

Результаты показали, что лишь 12% осужденных мужчин и 10% женщин желают, чтобы их окружали люди, постоянно испытывающие вину. Наряду с этим, каждый второй законопослушный мужчина имеет подобное желание. Т.о. если сравнить законопослушных мужчин и женщин, то оказывается, что для первых более типично желание держать окружение в повиновении.

Большинство респондентов, в среднем 82,5%, полагают, что, переживая вину, люди стараются скрыть это чувство от окружающих.  Т.о., следует заключить, что существуют причины, которые делают демонстрацию вины социально нежелательной. Возможно, ответы респондентов на следующий 17 вопрос помогут вскрыть одну из причин этого. Почти все респонденты (среднее значение по группам 92%) убеждены, что люди способны для удовлетворения своих частных интересов воспользоваться тем, что партнер по общению испытывает вину. Следовательно, в обществе существуют устойчивые представления о том, что человек, испытывающий вину,  рискует оказаться в позиции объекта, доступного для манипуляций. Эти представления, очевидно, носят предсознательный характер, и их вербализация оказалась возможной благодаря специальному заданию подумать на заданную тему.

В среднем более половины респондентов убеждены в том, что если партнер по общению испытывает страдание, то это вызовет у них переживание вины. Сказанное верно для 67% осужденных мужчин и 64% законопослушных, в то время как, только 40,5% респондентов женщин дали утвердительные ответы на данный вопрос. Возможно, эти социальные представления связаны с  представлениями, отраженными в ответах респондентов на 3 вопрос.

Согласны с тем, что если один или оба партнера по общению испытывают вину, то это затрудняет процесс общения 83% респондентов, а именно 75% осужденных мужчин, 92,5% законопослушных и 81% женщин.

Ответы на 20 вопрос показали, что 35% респондентов полагают, что им встречался такой человек, в присутствии которого они испытывали вину, хотя для этого не было никаких причин, т.е. не было объективной вины. Из таблицы 1 видно, что сказанное больше относится к мужчинам, нежели к женщинам.

Интересны результаты, полученные в ответ на 22 вопрос. Количество респондентов утвердительно ответивших на данный вопрос, т.е. полагающих, что переживание вины увеличивает готовность идти на уступки, практически одинаково во всех группах и в среднем составляет 85,5%. При этом гипотеза, лежащая в основе 23 вопроса и состоящая в том, что легче отказать в просьбе, либо не согласиться с человеком, испытывающим вину, не подтвердилась: в среднем по всем группам менее половины респондентов согласились с данным утверждением.

Поскольку нас интересует, в чем сходны и чем отличаются друг от друга вина и стыд, то сравним социальные представления об одной эмоции с социальными представлениями о другой.

Таблица 2.

Результаты изучения стыда с помощью анкеты 1.

вопроса

Мужчины Женщины
Осужденные Законопослушные
1 100% 100% 100%
2 47% 48% 59%
3 28% 8,50% 5%
4 70,50% 65% 50%
5 47% 65% 82%
6 12% 8,50% 5%
7 67% 74% 38%
8 64% 78% 85%
9 56% 65% 86%
10 50% 74% 86%
11 69% 96% 76%
12 94% 91% 50%
13 83% 69,50% 75%
14 94% 83% 54,50%
15 12% 22% 27%
16 87,50% 91% 73%
17 94% 96% 86%
18
19 69% 91% 90,50%
20 35% 13% 48%
21
22 67% 68% 45,50%
23 37,50% 45,50% 6,50%

Из таблицы 2 видно, что все респонденты выбранных нами групп полагают, что когда-либо переживали стыд. Примерно половина (51%) всех респондентов считает переживание стыда типичным для себя. При этом именно в группе женщин большее количество респондентов (59%), чем в группах мужчин (47% и 48%) согласилось с тем, что стыд для них является типичным переживанием. В качестве личностной черты своего характера стыд рассматривают 14% респондентов, а именно 28% осужденных мужчин, 8,5% законопослушных и 5% женщин.

Тягостным переживанием стыд считают 82% женщин, 65% законопослушных мужчин и 47% осужденных. Сравнение социальных представлений о вине и стыде показывают, что именно женщины и вину и стыд считают тягостным переживанием. Реже чем в других группах эти эмоции считают тягостными в группе осужденных. При этом переживание стыда, по мнению респондентов, способно довести до суицида 12% осужденных мужчин, 8,5% законопослушных и 5% женщин.

В среднем полагают, что пожертвовали бы многим, чтобы снять возникшее переживание стыда 60% респондентов, т.е. на 10% больше, чем в отношении вины. При этом готовность сделать многое для того, чтобы избавиться от стыда скорее отмечается у мужчин (67% и 74% респондентов), чем у женщин (38% респондентов).

С утверждением о том, что способность человека переживать стыд говорит о его благородстве, согласны более половины мужчин (70,5% и 65%) и половина женщин. Убеждены, что  способность человека переживать стыд может оказывать положительное воздействие на взаимоотношения людей 75,5% респондентов, что на 8% больше, чем в отношении вины. В то же самое время 69% всех респондентов полагают, что переживание стыда перед партнером затрудняет общение с ним. При этом, именно женщины как на 8, так и на 9 вопрос дали большее количество утвердительных ответов – 85 – 86%.

Большинство законопослушных респондентов убеждены, что предпочли бы избежать общения с человеком, перед которым они испытывают стыд, причем это относится к 86% женщин и 74% мужчин. С этим же утверждением согласен только каждый второй из осужденных.

Скрыть от окружающих переживание стыда стараются 80% респондентов. Это почти на 30% больше, чем в отношении вины.

Большинство мужчин, а именно 94% осужденных и 91% законопослушных полагают, что в их жизни были случаи, когда окружающие пытались их пристыдить, т.е. навязать переживание стыда. Лишь каждая вторая женщина согласна с таким утверждением. Большинство респондентов согласны с тем, что они и сами пытались пристыдить другого человека. При этом, мужчины полагают, что они чаще выступают в роли тех, кого пытаются пристыдить, чем в роли пытающихся пристыдить других. Для женщин же верно обратное.

Большинство мужчин полагают, что если партнер по общению испытывает стыд, то это позволяет получить выгоду, в том числе психологическую (94% и 83%). Подобные представления имеют только 54% женщин.

Из таблицы 2 видно, что в среднем 20% респондентов желают, чтобы их окружали люди, постоянно испытывающие стыд, причем сказанное верно более для женщин (27%), чем для мужчин (12 и 22%).

В целом 84% респондентов согласны, что люди хотя и переживают стыд, но стараются не показывать этого окружающим.

Полагают, что некоторые люди для удовлетворения своих частных интересов воспользуются тем, что партнер по общению испытывает стыд, 92% респондентов.

Согласны с тем, что если хотя бы один из партнеров по общению испытывает стыд, то это затрудняет процесс общения, около 91% законопослушных испытуемых и 69% осужденных.

Почти половина женщин (48%) сообщили, что им встречался человек, одно присутствие которого заставляло их испытывать стыд, с этим согласились 13% законопослушных мужчин и 35% осужденных.

В целом более половины мужчин полагают, что стыд, так же как и вина, повышает уступчивость. С этим же утверждением соглашаются немногим менее половины женщин (45,5%). Гипотезу о том, что легче отказать или не согласиться с человеком, испытывающим стыд, представления респондентов не подтвердили.

Таблица 3.

Количественное сравнение представлений о вине и стыде

№ вопр Средний % по вине Средний % по стыду
1 94,5 100
2 65 51
3 25 14
4 57,5 62
5 77 54
6 11,5 8,5
7 50,5 60
8 72 75,5
9 62,5 69
10 55,5 70
11 51 80
12 76,5 78,5
13 68 76
14 70 77
15 24 20
16 82,5 84
17 92 92
18 57
19 83 83,5
20 35 32
21 78
22 85,5 60
23 42 30

Итак, результаты, полученные нами с помощью АНКЕТЫ №1 и представленные в таблице 3, показали, что согласно социальным представлениям вина и стыд во многом похожи, но имеются и некоторые отличия. Так, и вина, и стыд считаются тяжелыми переживаниями, но при этом стыд в большей степени. Большинство респондентов считают, что способность человека испытывать и вину, и стыд может оказывать положительное воздействие на взаимоотношения людей. При этом считается (83% респондентов), что обе эти эмоции затрудняют общение. Однако, если согласно представлениям 55,5% респондентов они предпочли бы избежать общения с человеком, перед которым чувствуют вину, то избежать общения с человеком перед которым переживается стыд предпочли бы 80% респондентов. Возможно, подобные отличия связаны с тем, что человек, испытывающий перед другим вину, стремится наладить нарушенные взаимоотношения, искупив свою вину. Искупить же стыд, либо оправдаться в том, за что стыдно практически невозможно. Кроме этого, большинство респондентов (85,5%) полагают, что скорее пойдут на уступки тому человеку, перед которым испытывают вину.

На уступки человеку, перед которым испытывают стыд, согласны пойти в среднем 60% респондентов, при этом сказанное относится только к 45,5% женщин. Таким образом, гипотезу о связи вины и уступчивости подтвердили все группы респондентов, связь же стыда и уступчивости носит спорный характер. Гипотеза о том, что легче отказать, не согласиться с  человеком, испытывающим как вину, так и стыд не была подтверждена. Большее число респондентов стремятся скрыть от окружающих переживание ими стыда, чем вины. Большинство респондентов утверждают, что замечали, что окружающие пытались навязать им как чувство вины, так и чувство стыда. Также большинство опрошенных полагают, что можно получить выгоду, если партнер по общению испытывает данные эмоции, причем больше утвердительных ответов (+7%) получено в отношении стыда. В соответствии с этим, большинство респондентов предпринимали попытки заставить другого испытать как вину, так и стыд, что также более относится к последней эмоции (+8% респондентов).

Как показали полученные нами результаты, гендерные различия в социальных представлениях относительно изучаемых нами эмоций состоят в том, что женщины полагают переживание стыда несколько более типичными для себя, нежели мужчины, т.е. большее количество женщин считают, что, они, как правило, испытывают стыд в адекватных для этого ситуациях. Наряду с этим, меньшее количество женщин в сравнении с мужчинами согласны с тем, что вина, либо стыд стали чертой их характера, а значит, постоянно влияют на поведение, иногда  нарушая при этом социальную адаптацию. Женщины реже, чем мужчины склонны рассматривать вину и стыд как способности человека, говорящие о его благородстве. Большее число женщин, чем мужчин, как первой, так и второй группы полагают, что и вина, и стыд являются тягостными переживаниями. В то же самое время, меньшее число женщин подтвердили, что переживание вины и стыда может довести их до суицида. Меньшее количество женщин в сравнении с мужчинами пожертвовали бы многим ради того, чтобы снять возникшее переживание стыда. В процентном отношении большее чисто женщин, чем мужчин, убеждены, что способность людей испытывать стыд может оказывать положительное воздействие на взаимоотношения людей. В то же самое время большее количество женщин полагают, что переживание стыда затрудняет общение и предпочли бы избежать общения с человеком, перед которым они испытывают стыд. Меньшее число женщин склонны скрывать переживание вины от окружающих, т.е. женщины скорее, чем мужчины признаются окружающим в том, что они испытывают чувство вины. В то время как, почти все мужчины замечали попытки окружающих навязать им переживание стыда, то же верно лишь в отношении каждой второй женщины. Лишь немногим более половины женщин полагают, что можно получить выгоду, если партнер по общению испытывает стыд, в то время, как в этом убеждены большинство мужчин. Большее количество женщин (в сравнении с мужчинами) подтвердили, что им встречался такой человек, одно присутствие которого, вне зависимости от объективных причин, вызывало у них переживание стыда. Менее чем половина женщин полагают, что переживание стыда повышает их уступчивость, при этом значительно более половины мужчин считают, что переживание стыда перед партнером делает их уступчивее.

Отличие социальных представлений о вине и стыде в группах, находящихся в разном отношении к закону состоит в том, что меньшее количество осужденных в сравнении с законопослушными убеждены, что можно получить выгоду, если партнер по общению испытывает вину. Соответственно, меньшее число осужденных сообщило о том, что они предпринимали попытки заставить кого-то испытывать чувство вины. В отношении стыда ситуация обратная. Почти все респонденты из группы осужденных, т.е. значительно большее число, чем в группах законопослушных считают, что можно получить выгоду, если партнер по общению испытывает стыд. В соответствии с этим, большее количество осужденных в процентном отношении, чем законопослушных, подтвердили, что старались пристыдить другого человека. Большее число осужденных в сравнении с законопослушными считают, что склонность к переживанию как вины, так и стыда стало чертой их характера. Данные результаты могут указывать на то, что именно осужденным в большей мере, чем законопослушным присущи неадаптивные формы вины и стыда. Такое утверждение согласуется с позицией Антоняна о  том, что преступники склонны к переживанию неадаптивной бессознательной вины /1/.  Между тем, именно характерологические свойства, будучи по своей сути автоматизмами, часто оказываются бессознательными. Меньшее число осужденных, чем законопослушных полагают, что стыд, во-первых, способен оказывать положительное воздействие на взаимоотношения людей и, во-вторых, затруднять общение. Поэтому меньшее число осужденных, чем законопослушных предпочли бы избежать общения с человеком, перед которым они чувствуют стыд.

Таким образом, результаты изучения социальных представлений о вине и стыде, полученные с помощью первой анкеты, составленной из вопросов закрытого типа, выявили как сходства, так и различия между данными эмоциями, а также вскрыли специфику этих переживаний в разных гендерных группах и группах фактически находящихся в различном отношении к закону. Результаты исследования социальных представлений о содержательных особенностях вины и стыда, полученные с помощью второй анкеты, будут представлены в нашей следующей статье.

Литература

1.   Антонян Ю.М. Психология убийства. М: Юристъ, 1997. – 302 с.

2.   Бодалев А.А Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. – 64 с.

  1. Васильева О.С., Короткова Е.В. Комплексный подход к понятию “вина”. // Прикладная психология. – 2000. -№ 3. -  С. 22 –38.
  2. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сб. обзоров.М., 1989. – С. 11 – 44.
  3. Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения// Психологический журнал. -1984.- т.5.- №5. – С. 52 –62.
  4. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений М.: Мысль, 1989. – 214 с.
  5. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненого общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Канд. дис-я. Р-н-Д. 1998. – 289 с.
  6. Онучин А.Н. “Новая парадигма” в социальной психологии./Flogiston, 2000. http: www/rambler/psychology/ru.
  7. Психология. Словарь. М.: Политиздат.1990.
  8. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений. Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 106 –112.
  9. O Connor L.E., Berry J.W., Weiss J., Bush M., Sampson H. Interpersonal Guilt: The Development of a New Measure. Journal of Clinical Psychology. – 1997. – N 1. – P. 72 – 83.

Войдите, чтобы оставить комментарий
  • Яндекс.Метрика