Е.В. Белинская
Пожалуй, наибольшее значение и удельный вес в психотерапии имеет работа с эмоциональными отношениями. Самосознание человека, его отношение к самому себе определяет его социально-психологические характеристики, деловые качества, способность к адаптации в обществе. Эмоциями, напрямую связанными с самосознанием, являются вина и стыд. Зарубежные психологи так и называют их “self-consciousness emotions”.
Практически ориентированные психологи в работе с клиентами приходят к выводам, что страдания и трудноразрешимые проблемы ищущих у них помощи людей нередко бывают связанными с неатреагированной виной или чрезмерной стыдливостью. Поэтому актуальной становится потребность в теоретическом изучении вины и стыда, которое поможет выработать концептуально-методологический подход к терапии связанных с ними состояний.
Проведенное, с помощью разработанных нами анкет, исследование вины и стыда показало, что эти переживания способны вызывать отчужденное, враждебное отношение к окружающим. А именно, большинство женщин при переживании стыда относятся к партнеру по общению с антипатией, враждебностью, отчужденностью и отстраненностью. Мужчины и при переживании стыда, и при переживании вины, сохраняя доброжелательное отношение к партнеру, тем не менее, относятся к нему с отчужденностью, отстраненностью. Ответы респондентов показали, что они стремятся скрывать от окружающих переживаемые ими вину и стыд и полагают, что то же делают и окружающие. Это указывает на нарушение перцептивного компонента общения, поскольку неспециалисту очень непросто понять, что враждебное и отчужденное поведение человека на самом деле может являться маскировкой его болезненных переживаний, связанных с виной или стыдом. Большинство респондентов полагает, что переживание вины и стыда вызывает у них желание избежать общения с тем, по отношению к кому они испытывают эти эмоции. В целом полученные нами результаты относительно влияния интересующих нас эмоций на общение позволили сделать следующие выводы. Если в паре общающихся субъектов хотя бы один из партнеров испытывает стыд, то такое общение приобретает статус затрудненного. Влияние вины на общение не столь однозначно. Оказалось, что при этом переживании (имеющемся хотя бы у одного из партнеров) общение затрудняется тогда, когда партнеры представлены лицами одного пола.
В соответствии с результатами проведенного нами исследования респонденты полагают, что как вина, так и стыд повышают уступчивость, и возможно именно вследствие этого предоставляют возможности для манипулирования окружающими. Тот факт, что вина является мощным средством для манипуляций другими людьми подтверждают и наши теоретические исследования концепции игр Э. Берна.
Отличия ситуаций стыда от ситуаций вины состоят в том, что, во-первых, стыд скорее связан с ощущением выставленности на публичное обозрение, чем со своим личностным отношением, во-вторых, стыд связан с ощущением своей некомпетентности в чем-то, и в-третьих, стыд может переживаться не только из-за своего “неприличного поведения”, но и из-за “неприличного” поведения других, связанных со мной людей. В целом, представления о вине и стыде часто оказываются недифференцированными.
Поскольку эмоциональные переживания обычно генерализованы, т.е., как правило, не актуализируются изолированно, мы предприняли попытку изучить, с какими же эмоциями взаимосвязаны вина и стыд. Оказалось, что и вина, и стыд, по мнению респондентов, в наибольшей мере взаимосвязаны, во-первых, с внутренним беспокойством, а во-вторых, друг с другом.
Разрабатывая анкету, мы предположили, что представления респондентов об интересующих нас эмоциях будут бедными и недостаточно вербализуемыми, так как они часто в силу своей болезненности вытесняются из сознания. Поэтому мы предложили респондентам придумать ассоциации, в том числе и цветовые. Оказалось, что наиболее часто встречаемые ассоциации на слово “вина”– это стыд, а на слово “стыд” – вина. Кроме того, обе эмоции часто ассоциировались со словом “обида” и с другими эмоциональными переживаниями, в первую очередь с тревожностью (страх, тревога, внутреннее беспокойство), а также с тяжелыми отрицательными эмоциями (уныние, печаль, боль,), с ощущением неудобства (неловкость, неудобство, дискомфорт, незаметность), с отрицательными оценками (плохо, нехорошо, плохой поступок, неправильный поступок, ненужный(ая)), с отрицательными эмоциональными образами (грязь, беда), а также с неопытностью, уходом от общения.
Несмотря на то, что обе эмоции ассоциируются с тяжелыми, отрицательными состояниями, именно для вины характерен целый спектр подобных ассоциаций: тоска, горе, грусть, горечь, слезы, подавленность, внутренняя депрессия, угнетенность, огорчение, озабоченность, униженность, оскорбленность, душевный дисбаланс, одиночество, разочарование. Ассоциации-образы, связанные с виной, указывают на состояние некой безысходности: омут, яма, наполненная темной водой, бездонная яма, чернота, бремя, обуза. Анализ цветовых ассоциаций показал, что вина в первую очередь ассоциируется с черным цветом (60 ассоциаций), на втором месте оказался серый цвет (44 ассоциации), и на третьем – красный цвет (30 ассоциаций). Также имели место следующие цветовые ассоциации: фиолетовый (18), синий и темно-синий (16), коричневый и желтый (по 12), оранжевый и темно-вишневый (по 3). Двенадцать респондентов, не сумев идентифицировать вину с каким-либо конкретным цветом, лишь обобщенно окрасили ее в темный тон.
В отличие от вины среди ассоциаций на тему стыда встречались такие, которые характеризовали физические состояния. Кроме того, в случае стыда имеет место акцент на состояниях неловкости и неудоства (неуютно, неприятно, некрасиво, глупо, срам, позор, смущение, скованность, застенчивость, замешательство, чувство неуверенности, неопределенность, готовность провалиться сквозь землю, отвращение). Стыд чаще всего окрашивали в красный цвет (48 ассоциаций), затем в черный (28 ассоциаций) и серый (23 ассоциации). Далее шли коричневый и желтый цвета (по 13 ассоциаций), после них – розовый (4 ассоциации). Восемь человек окрасили стыд в темный цвет. По результатам дополнительной беседы оказалось, что даже в тех случаях, когда респонденты выбирали для ассоциаций с обеими эмоциями основные цвета, эти цвета несли в себе негативное значение.
Результаты цветовых ассоциаций показали, что большинство респондентов окрасили и вину, и стыд в ахроматические цвета. В первую очередь это относится к вине (черному и серому цветам было отдано предпочтение). Согласно психологии цвета ахроматические цвета указывают на сильное невыносимое психическое давление с кризисным обострением. Черный цвет выражает застой, защиту, вытеснение возбуждающих влияний и протест против того, как складывается жизнь. Серый означает неясность, туман, депрессию, он содержит элемент утаивания. Сочетание черного с серым выражает полную изоляцию или абсолютное неучастие. Это отрицание, означающее отказ, окончательную капитуляцию. Фиолетовый, с которым респонденты нередко ассоциировали вину, наряду с покаянием (позитивный аспект) может означать внутреннее беспокойство, тревогу, мрачно-меланхолическую серьезность (негативный аспект). Красный цвет, в который большинство респондентов окрасили стыд, символизирует огонь, возбуждение, угрожающую опасность. Он выражает высоту вегетативного возбуждения.
В целом по результатам нашего исследования, в том числе полученных ассоциаций следует заключить, что:
- Вина и стыд связаны с нарушением норм, вина – норм справедливости или этики, стыд – в первую очередь, норм общественного приличия.
- Стыд является острой, кратковременной, ситуативно актуализирующейся отрицательной эмоцией, субъективно переживаемой как “горение в огне”. Несмотря на то, что стыд переживается в форме выраженного возбуждения, его следует отнести к эмоциям тормозного круга, так как чрезмерное внутреннее возбуждение затормаживает внешнюю активность и уменьшает продуктивность деятельности.
- Вина представляется крайне тяжелой отрицательной эмоцией тормозного круга, не имеющей выраженных физических проявлений, однако в течение пролонгированного промежутка времени окрашивающая настроение в депрессивные скорбные тона. Те состояния, которые человек склонен испытывать в связи с виной, из-за своей длительности могут как таковые не атрибутироваться самой вине.
- То, что ахроматические цвета, с которыми ассоциируются изучаемые нами эмоции, символизируют отсутствие дифференцированного отношения к объекту, подтверждает тенденцию к вытеснению из сознания переживаний стыда, а особенно вины и указывает на трудности в идентификации этих эмоций.
- В представленииях респондентов такие эмоции как вина, стыд, внутреннее беспокойство или тревога, печаль, состояние растерянности слиты в генерализованный единый комплекс отрицательных эмоций и часто переживаются одновременно.
Итак, результаты нашего исследования показали, что даже вина, призванная восстанавливать нарушенную, из-за несоблюдения норм этики, социальную справедливость, чаще связана не с разумом, дисциплиной, верностью, стремлением к чистому (синий цвет), а защитой, негативными состояниями подавлнности, ослабляющими активность (черный, серый) и с тревожным возбуждением (красный). Подобные особенности изучаемых нами эмоций обусловлены возникновением у человека склонности к их генерализации, когда оцениваются в качестве плохих и недостойных не только поступки, но и вся личность в целом. Следовательно, испытывающий вину и чрезмерно стыдливый человек нуждается в психологической и психотерапевтической помощи, благодаря которой он сможет пережить эти состояния, получив жизненный урок, но при этом, не потеряв интереса к жизни и не утратив функциональной активности, необходимой для нормальной адаптации.
Психотерапевту, к которому обратился клиент с жалобами на постоянную подавленность, отсутствие интереса к жизни, тревожность, враждебность, одиночество, проблемы, связанные с общением, необходимо задаться вопросом о том, не лежит ли в основе этих проблем неатреагированная вина, либо чрезмерная стыдливость. Особые техники, методы ведения беседы способны дать ответ на этот вопрос. Если гипотеза подтвердится, то с помощью психотерапевтических техник необходимо помочь клиенту осознать и отработать свои эмоциональные проблемы.
Исследование теоретических проблем, связанных с виной и стыдом, позволяет решить вопрос о методических принципах психотерапевтической работы с данными эмоциями. Мы предлагаем следующую общую схему работы. Исходным пунктом в работе выступает осознание клиентом связи своих жизненных затруднений с нерегулируемыми им переживаниями вины или стыда. На втором этапе необходимо приложить усилия для гармонизации актуального состояния клиента с тем, чтобы напряжение и аффективное мышление не мешало дальнейшему психотерапевтическому процессу. Эффективным методом гармонизации состояний, связанных с виной и стыдом, является работа с образами. Вначале изучаются образы, определяющие переживание клиентом негативных эмоций, затем образы благополучия, после чего производится модификация первых в последние. После этого необходима работа клиента по осознанию целесообразности тех жизненных норм, которые оказывают влияние на его эмоции. Эти нормы могут быть устаревшими, либо чужими, т.е. внушенными окружением. Четвертым этапом работы является построение иерархии личных норм. Такая иерархия необходима, поскольку нарушение одной нормы может быть неизбежным в случае, если человек хочет следовать другой более важной для него жизненной норме. В качестве пятого и шестого этапа полезна работа с ситуациями из прошлого, в которых вина или стыд оказались неотреагированными и дальнейшая визуализация будущих возможных ситуаций, с которыми клиент справляется с помощью уже выработанных им принципов и средств.
Третий и четвертый этапы психотерапевтического процесса являются осевыми, поскольку главным принципом работы с проблемами вины и стыда является ориентация на помощь клиенту в построении чувства собственного “я”, которое часто называют самоценностью или целостностью личности.