Научная психология.Статьи

Основные направления в решении проблемы подготовки специалистов-психологов

Е.В. Белинская

Успешное решение проблемы по подготовке специалистов-психологов предполагает понимание особенностей психологии как науки и специфики профессии психолога.

Подготовку квалифицированных психологов по праву следует отнести к рангу проблем, поскольку данная профессия обладает рядом особенностей, отличающих ее от всех других. Данные особенности вытекают из специфики самой психологической науки, т.е.  науки о душе, исследующей ту часть мира, которая столь сложна для объективного познания, как никакая другая. Помимо сложности предмета исследования психологию от всех других наук отличает полипарадигмальность. Указанные особенности психологической науки предъявляют особые требования к ее апологетам. Психолог как исследователь нуждается в мощном инструменте познания. Его интеллектуально-познавательная сфера должна отличаться хорошо развитыми интеллектуальными, аналитическими способностями, широтой познания, критичностью мышления. Наряду с умением концентрировать внимание, запоминать большие объемы информации, анализировать, оценивать, психологу важно уметь соединять в единую логическую цель порой на первый взгляд несоединимые вещи. Следовательно, профессионалу недостаточно владеть линейным мышлением. Он нуждается в развитии парадоксального (циркулярного), творческого, проблемного мышления.

Профессия психолога предъявляет особые требования не только к познавательно-интеллектуальной сфере специалиста, но и к его личностной сфере. С уверенностью можно заявить, что никакая другая профессия не является столь требовательной к личности специалиста как профессия психолога. Например, можно стать успешным физиком, художником, экономистом, бухгалтером, кулинаром и т.д. вне зависимости от личностных свойств и качеств. Даже деятельность специалистов других профессий, работающих в системе «человек-человек», не предъявляет столь жестких требований к личности, психическому и психологическому здоровью.  Именно личность психолога является его непосредственным рабочим инструментом, или инструментом воздействия на других людей.  Следовательно, успешным профессиональным психологом может стать только человек со зрелой личностью, обладающий психическим и психологическим здоровьем, т.е. активностью, осознанностью, ответственностью, развитым самосознанием и организованной мотивационной сферой.

Исходя из обозначенных выше особенностей психологической науки и специфики требований к психологу следует выделить ряд актуальных направлений в решении проблемы подготовки квалифицированных и успешных специалистов, которым важно следовать в организации образовательного процесса.

1. Ориентация на развитие у студентов, как у будущих профессионалов, мотивации к обучению и саморазвитию.

Квалифицированным специалистом в любой сфере можно стать лишь в том случае, если у студента присутствует осознание насущной потребности учиться, непрестанно повышать уровень своих знаний и профессионализма. Поэтому первым шагом на пути к профессионализму  будет осознание студентом реальной потребности обучаться.

Профессия психолога, будучи быстроразвивающейся и многопрофильной, предполагает необходимость формирования стойкой потребности или даже жажды обучения, постоянного поиска новой современной информации,  умения учиться и добывать знания самостоятельно. Будущему психологу важно понимать, что обучение и саморазвитие обладают реальными осязаемыми преимуществами, а его отсутствие, несомненно, повлечет за собой негативные последствия.

Всем сторонам, включенным в учебный процесс, как обучаемым, так и обучающим¸ важно понимать, что невозможно человека чему бы то ни было обучить, прежде чем он сам этого не захочет. Метафорической квинтэссенцией сказанного будет справедливое выражение о том, что можно привести лошадь на водопой, но нельзя её заставить пить.

Без мотивации к обучению и саморазвитию невозможно представить зрелую, самоактуализирующуюся личность, а, следовательно, личность психолога.

2. Формирование ответственности студента за собственное обучение и его результаты.

Принцип ответственности предполагает принятие личной ответственности за успехи и неудачи, решение не переносить вину за происходящее на какие-либо внешние факторы. Только соблюдение принципа ответственности позволяет достигать поставленных целей и добиваться успеха. Без ответственности невозможна личностная зрелость. Ответственность дает обучающемуся силы действовать, а не пускаться в обвинения. Помимо этого важно помнить, что принцип ответственности является одним из основных принципов, которому опытный профессиональный психолог обучает тех людей, которые обращаются к нему за помощью. Именно принятие на себя ответственности позволяет выйти из порочного круга неудач, недовольства жизнью на столь желанный путь успеха. Поэтому ответ на вопрос «Может ли быть успешным психологом безответственный человек?» представляется нам однозначным. Не вызывает сомнений и то, что первой и главной ответственностью, которую важно принять на себя студенту, желающему стать успешным психологом, является ответственность за свое обучение.

3. Стимулирование собственной активности студентов в получении знаний и формировании необходимых навыков.

Помимо умения мотивировать себя и брать на себя ответственность за свою жизнь, в частности за свое обучение, личностная зрелость предполагает активность – соответственно активность за свое обучение. Только активное обучение позволяет присваивать знания. Если студент получает лишь готовые знания из внешнего источника, он оказывается неспособным их «переварить», т.е. переработать, сделать своими, осознать их суть. Известно, что делать работу за другого человека означает лишать его сил. Если обучающий персонал слишком активен в преподнесении студентам готовых знаний, то у последних не остается возможности для собственной активности. Таким образом, задача организаторов учебного процесса и преподавателей, в первую очередь, должна рассматриваться как задача организации учебной среды, поощряющей собственную активность студентов в поиске и освоении ими необходимых знаний. Сказанное отражает следующая метафора – «полезнее голодного научить ловить рыбу, нежели постоянно приносить ему рыбу, пойманную вами».

4. Формирование способности к самоуправлению.

В современном мире добиться успеха способны лишь те индивиды, которые активно управляют процессом своего обучения. Учитывая что профессия психолога предлагает ее владельцу широкое поле для профессионального самоопределения, успешным специалистом в этой области может быть человек, обладающий способностью самоорганизации и самоуправления, как в широкой сфере, так и в сфере обучения, в частности. Следовательно, путь развития способности самоуправления будущему психологу следует начинать с формирования умения самоуправления в сфере обучения.

5. Развитие осознанности.

Данный принцип является сквозным, т.е. становление личности психолога предполагает неизменное сочетание самомотивации, ответственности, активности и самоуправления с данным принципом. Зрелая личность способна максимально осознавать свое бытие. Без осознанности невозможен профессионализм в сфере психологии и реализация принципов активного, ответственного обучения, сопровождающегося потребностью приобретать знания.

6.Шестым направлением в решении проблемы подготовки специалистов-психологов, по нашему мнению, должно выступать развитие коммуникации сторон, включенных в процесс обучения.

Не будет преувеличением сказать, что успех обучения зависит главным образом от качества коммуникации между включенными в этот процесс людьми. Речь идет о введении в процесс обучения принципа обратной связи. Обратная связь помогает студенту учиться, повышая степень осознания того, что он делает и как он это делает. Поэтому способность запрашивать и получать обратную связь о своей профессиональной деятельности является важным навыком ученика. Дополнительным результатом получения студентом обратной связи является  развитие столь необходимого будущему психологу личностного и профессионального самосознания. Обратный процесс поступления обратной связи от обучаемых к обучающим позволяет корректировать учебный процесс, повышать компетентность обучающего персонала в умении создавать эффективную обучающую среду.

7. Следующим направлением в совершенствовании подготовки психологов, по нашему мнению, должен стать процесс перехода от обучения к наставничеству.

Правительство Великобритании объявило о создании новой полноценной должности в государственной системе образования, которая называется «обучающий наставник». Мы думаем, что российским образовательным учреждениям может быть полезным опыт британских коллег.

Наставничество – это обучение тому, как учиться. Цель наставничества – помогать учиться, поддерживать намерение учиться самостоятельно, обучать студентов управлению собственным обучением. Таким образом, наставник помогает преодолевать препятствия индивидуальному обучению.

Наставничество призвано в общепринятую философию ввести принцип принятия ответственности за собственное развитие и обучение. Задачей наставника является создание атмосферы активного обучения, формирование у обучающегося адекватной самооценки, стимулирование развития и укрепления самосознания. Наставник не только передает ученику необходимую информацию, но и обладает навыком правильной постановки вопросов, стимулирующих познавательную активность, познавательный интерес, развивающих проблемное, творческое мышление, осознанность и самосознание своих учеников.

Литература

1. Парслоу Э, Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003.

2. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие // Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Московский  психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

Войдите, чтобы оставить комментарий
  • Яндекс.Метрика