Научная психология.Статьи

Вклад З.Фрейда в исследование систем и системных чувств

Е.В. Белинская

Данная статья посвящена исследованию тех систем, которые являются предметом интереса психологической науки. Это, прежде всего, семейные системы.

Семейная системная психотерапия как отдельное направление появилась только в 50-е годы ХХ века, но семья в психотерапии присутствует, начиная с открытий З.Фрейда. Он утверждал, что “психоаналитик должен уделять такое же внимание чисто человеческим и социальным обстоятельствам жизни пациентов, как симптомам расстройства», тем самым указывая на роль системы, к которой принадлежит пациент, в формировании его проблемы. Истоки психологических проблем отдельной личности великий психолог обнаружил именно в отношениях внутри семьи, т.е. внутри системы. Цель психоаналитической семейной психотерапии — научить личность отличать паттерны поведения, направленные на удовлетворение её текущих потребностей, от стереотипных действий, некритически обретенных в раннем детстве в первой в его жизни системе.

Для того, чтобы понять место и роль работ З. Фрейда в исследовании систем и психотерапевтической работы с ними представьте себе, что имеется шкала, на которой располагается некое измерение, называемое системностью. От начала этой шкалы к ее концу увеличивается опора в процессе психотерапии на семейную систему как на единицу воздействия. Крайняя левая точка на этой шкале обозначает вклад психоанализа в семейную психотерапию.

Человеком, который провел работу, которая теперь считается  первым примером работы с семьей, т.е. с системой, был Зигмунд Фрейд /2/.

Работы Фрейда психотерапевты по праву считают своей современной библией /1/. Они содержат в себе, хотя бы в свернутой форме, огромное количество идей, толкование и развитие которых (равно как и полемика с этими идеями) породили огромную часть того, что в настоящее время называется психотерапией в целом и семейной системной психотерапией, в частности.

В одном из фундаментальных и уникальных в своем роде стихов этой библии (единственный “семейный” сеанс фрейдовой терапии) под названием “Маленький Ганс” можно усмотреть  “зародыш” десятков идей и практик семейной системной терапии, развившихся несколько десятков лет спустя.

Что в случае маленького Ганса было такого, что впоследствии стало использоваться в системной семейной терапии?

Отец и мать Ганса были учениками и последователями З.Фрейда. К матери Ганс был чрезвычайно привязан. Вскоре после рождения сестры у него стали проявляться симптомы страха, впоследствии отлившиеся в законченную форму фобии. У Ганса развился страх выхода на улицу из дома в связи с тем, что он боялся встретить там лошадей в упряжке “с черным вокруг глаз и рта”. Профессор Фрейд лечил мальчика косвенным образом. Он в основном взаимодействовал с его отцом и имел  лишь единственную личную встречу с Гансом. Фрейд разговаривал с отцом и давал ему разные советы относительно того, как ему говорить со своим сыном. И вот это опосредованное воздействие в конечном итоге привело к излечению ребенка. Маленький Ганс вырос, стал благополучным молодым человеком и абсолютно не помнил ни о каких своих встречах с Фрейдом, т.е. произошло полное вытеснение этого эпизода из его жизни. Свою фобию он тоже не помнил.

В семейной системной психотерапии отчетливо прослеживается дальнейшее развитие принципов работы З.Фрейда с маленьким Гансом. Несмотря на то, что З.Фрейд не обсуждал роль отношений между членами семьи в поддержании невротической симптоматики, однако он подчеркивал аспект вторичной выгоды в наличии симптома. Понятие вторичной выгоды является важнейшим понятием системной семейной психотерапии. “Фобия перед лошадью является препятствием выходу на улицу, что позволяет привязанным друг к другу матери и сыну остаться вместе дома.

В практике семейной терапии нередки случаи, когда ребенок используется как “входной билет” к психотерапевту.  С определенной точки зрения малыш Ганс оказал большую услугу своему отцу, сблизив того с его “отцом” как равного – уже не учеником, а сотрудником, “наследующим дело отца”.

О взаимоотношениях родителей маленького Ганса известно немного. Однако в  фантазии Ганса о противостоянии двух жирафов отражается факт конкуренции между его отцом и матерью. Кроме этого известно, что мать настаивала на том, чтобы брать Ганса к себе в постель. Важна также решающая интерпретация Фрейда о том, что страх мальчика перед лошадьми “с черным вокруг глаз и рта” ни что иное, как его страх перед отцом, носившим очки и усы. Данные факты, а также известная привязанность Ганса к матери позволили З.Фрейду предположить наличие симбиотических отношений между матерью и сыном и то, что сын в пространстве семьи занял несвойственное ему место – место отца. Таким образом, анализ Фрейда явился предвестником сформулированного системными терапевтами понятия «коалиция». Случай Ганса является примером описанного позже
С. Минухиным феномена формирования дисфункциональных вертикальных коалиций в семье в той ситуации, когда отсутствуют функциональные горизонтальные, т.е. супружеские коалиции.

Описанный Фрейдом факт «призванности» мальчика в супружескую постель позже стал одним из примеров феномена, получившим в системной психотерапии название треугольника или триангуляции, то есть спасительного вовлечения в диадические отношения третьего члена семьи в тот момент, когда семья испытывает угрозу разрушения из-за чрезмерного эмоционального напряжения, вызванного супружеским конфликтом. Ганс, как эмоциональная отдушина, как регулятор дистанции между женой и мужем является триангулянтом, т.е. объектом, в котором супружеская пара нуждаться как в гаранте своей целостности.

В примере с маленьким Гансом обнаруживается факт смещения симптома, отражающий механизм защиты системы в случае наличия дисфункциональных отношений в паре. В  данной ситуации дисфункция в отношениях старших, более сильных членов семьи превращается в дисфункцию младшего, слабого члена системы. Происходит замещение (смещение) симптома с супружеского конфликта на симптоматику ребенка. Для обозначения данного феномена системная семейная психотерапия пользуется понятием «симптоматическое поведение идентифицированного пациента».

Идея Фрейда о “кризисе (психосексуального) развития” Ганса во время определенного периода жизненного цикла (рождение сестры), отчетливо корреспондирует с позднее развитыми в семейной терапии идеями фаз жизненного цикла и кризисов перехода с одной фазы на другую. Не зря симптом Ганса развился именно после рождения сестры. С позиции системного подхода рождение второго ребенка является кризисом для любой семьи. Для семьи Ганса, которая предположительно имела определенного рода дисфункции, этот кризис на фоне имеющегося напряжения может быть разрушительным. Симптом призван уравновесить систему, перевести избыточное напряжение пары в деятельность по борьбе с ним.

Случай Ганса по праву можно рассматривать как пример работы З.Фрейда с семейной структурой,  используемой впоследствии системными психотерапевтами. Его усилия были направлены на восстановление системы через укрепление вертикальных коалиций. Так, Фрейд вполне намеренно избегал поддерживать отца Ганса в его более или менее скрытом противостоянии жене, чтобы не создавать коалиции по горизонтали.

З. Фрейд постоянно поддерживает и “приподнимает” отца: “мудрый коллега”, “остроумные интерпретации”. Однако он столь же постоянно и твердо отводит порой достаточно раздраженные упреки отца, адресованные матери: она делает лучшее из возможного; “добрая, заботливая”, “прекрасная”.  Мать Ганса может чувствовать себя достаточно защищенной от преследующего аспекта своего супруга, когда ее оберегает их общий “отец”. Эта общность подчеркивается объединением в пару: “оба мои ближайшие последователи”. Растущая защищенность обоих супругов, подчеркнутая компетентность в родительских ролях способны снизить конкуренцию. Сотрудничество под единым поддерживающим руководством улучшает коммуникацию, жена больше начинает полагаться на мужа и доверять ему.

З.Фрейд использовал технику, утвердившуюся впоследствии в системной семейной терапии. Он воздействовал на  ”сильное” и влиятельное звено системы (по М. Боуену на более “дифференцированного” члена семьи) для оказания влияния на более “слабое” звено (т.е.  пациента, имеющего симптом).

Итак, опосредованность воздействия – общение с одним человеком с тем, чтобы помочь другому, прием, который используется в семейной терапии с тех пор.

Учение З. Фрейда о переносе является тем открытием, которое позволило психологам, работающим с семейными системами сформулировать один из важнейших методологических принципов – принцип нейтральности. З.Фрейд возражал против работы с членами одной семьи с тем, чтобы не осложнять анализ отношениями переноса. Современные системные терапевты вслед за З. Фрейдом признали, что перенос и особенно контрперенос выступают в качестве явлений  враждебных семейной психотерапии.

Вслед за З.Фрейдом системные психотерапевты используют в своих рабочих интерпретациях понятие сопротивления. Так  как симптоматическое поведение одного из членов семьи (идентифицированною пациента) в семейной психотерапии принято рассматривать как симптом системной дисфункции, то в сопротивлении пациента они видят семейное сопротивление.

З. Фрейд внес неоценимый вклад в исследование системных чувств. Он фактически выступил родоначальником глубокого исследования таких системных чувств как вина, стыд, страх и любовь. Это те чувства, которые объясняют, казалось бы, необъяснимые в своей иррациональности семейные ситуации и истории.

Проведенный З.Фрейдом анализ фобии маленького Ганса является классическим случаем исследования тревоги. Работа Фрейда как нельзя более ярко показала, что тревога выступает системным чувством, указывающим на наличие нарушений в системе. На примере случая с Гансом Фрейд продемонстрировал, что тревога идентифицированного пациента, т.е. самого Ганса, является отражением тревожного напряжения в диадных отношениях его родителей. Впоследствии один из последователей Фрейда и одновременно классик современной системной терапии – Мюррей Боуэн показал, как тревога между супругами привлекает к решению конфликта (триангулирует) наиболее слабого члена системы, т.е. ребенка. Теория
М. Боуэна о межпоколенной передаче, запускаемой тревогой, о том, что в  семейной системе тревога продолжает себя в будущем через детей, внуков – не что иное, как развитие идей З. Фрейда о бессознательном достоянии, передаваемом по наследству из поколения в поколение.

Фрейд явился основоположником изучения такого системного чувства как вина. Он дал импульс стойкому интересу своих последователей к исследованию данного феномена.

Согласно классической теории психоанализа развитие вины может осуществляться лишь после того, как сформирована базовая структура личности (ид, эго и супер-эго) /7/. Таким образом, ребенку вина не свойственна. Лишь с утратой целостности человек начинает ощущать себя виноватым. Фрейд показал, что переживание вины вызвано расщеплением «Я», обусловленным процессом интериоризации межсубъектных отношений /4/. Последователи З. Фрейда, традиционные психоаналитики считают, что причиной и результатом вины и стыда является интропсихический конфликт, т.е. конфликт в отношениях между различными внутренними инстанциями, приводящий к расколу самосознания /9/.

З. Фрейд, расценивающий вину, как регуляторный механизм, препятствующий деструктивному поведению, полагает, что в ее основе лежит трансформированная тревога.

В психоанализе принято считать, что чувство вины может возникать в форме стыда/4/. Утверждается, что функция нравственного сознания или запрета регулируется виной, а идеал – стыдом. При этом в основе вины лежит страх, а в основе стыда – любовь. «Если Я повинуется Сверх-Я из страха наказания, то оно подчиняется Идеал – Я  из чувства любви»/8/.

Гениальной, по нашему мнению, следует считать мысль Фрейда о том, что чувство вины, будучи связанным с неосознанным эдиповым комплексом, также большей частью является бессознательным.

При этом наш взгляд на природу эдипова комплекса несколько отличен от взгляда З. Фрейда. Мы полагаем, что эдипов комплекс и связанная с ним вина не что иное, как результат симбиотической связи ребенка с матерью, вызванной отсутствием или недостатком эмоциональной близости между супругами и как следствием отверженностью мужа и усиливается в условиях неизбежных попыток сепарации. В идеях З. Фрейда, как в фундаменте будущих исследований его последователей, можно найти подтверждение нашей позиции. Так, изучая переживания человека в связи с потерей другого «объекта» З.Фрейд обнаружил характерные для меланхолии самообвинения /5/.

Несмотря на то, что Фрейд рассматривает вину преимущественно как бессознательное чувство, он видит в ней социальное образование или, иными словами, системное чувство. С точки зрения отца психоанализа социальное представляет собой не сознательное, как принято считать в отечественной психологии, а бессознательное достояние, передаваемое по наследству из поколения в поколение. Следовательно, вина является одним из содержаний бессознательного, которое имеет социальный характер, так как передается по наследству, т.е. является чувством, рождающимся в семейно-родовой системе.

Именно З.Фрейд впервые увидел, что вина является неким социальным, а следовательно системным механизмом, поддерживающим преданность и взаимосвязи. Открытие Фрейда дало обширную почву для дальнейших дискуссий его последователей, которые показали, что не всегда подобная преданность является зрелой и развивающей для личности.

Начав исследования феномена вины, З.Фрейд сделал неоценимый вклад в будущее системного подхода, для которого вина является одним из важнейших понятий.  В системной семейной психотерапии вина считается важнейшей социальной силой. Вслед за отцом психоанализа системные терапевты признают, что она призвана выполнять регуляционные функции, прежде всего, поддерживать связи в тех или иных сформированных системах и устанавливать границы. Вина сохраняет связь человека с людьми и группами, точно также как вестибулярный аппарат позволяет сохранить равновесие. Она срабатывают как рефлекс и в случае опасности потерять  принадлежность к системе вынуждают человека вернуться назад.

Системные психотерапевты являются последователями З.Фрейда, признавая его идеи о том, что вина, связывающая человека с его системой, будучи призванной выполнять регулятивные функции, поддерживать связи, нередко, являясь иррациональной, оказывается той силой, которая обуславливает семейные несчастья и трагедии, такие как одиночество, несчастные случаи, болезни, ранние летальные исходы. Одну из базовых идей системного похода о бессознательной вине, передаваемой от одного члена семьи к другому, можно проследить в работах отца психоанализа. Не нов и постулат системного подхода о том, что разрешение проблем и счастье связаны с чувством предательства и вины. Еще З.Фрейд сообщал, что когда человеку хорошо, он чувствует себя виноватым, когда же он страдает, то чувствует себя невиновным и связанным со своими родителями на уровне магической идентификации.

Для современной психотерапии открытие Фрейда того,  что бессознательная, иррациональная вина является движущей силой психопатологии, выступает неоспоримым фактором. Последователи Фрейда открыли связь вины и стыда с неврозами, депрессией, нарциссизмом, садомазохическими установками, жестокостью и враждебностью, алкоголизмом и другого рода зависимостями, а также суицидальными тенденциями.

Одним из важнейших системных чувств является любовь. Так, из работ З. Фрейда известно, что любовь ребенка к родителям приводит к магической идентификации с ними. Здесь мы подошли к другой базовой идее системной психотерапии о том, что любовь является мощной мотивационной силой. Из-за иррациональной,  т.е. слепой любви человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью и счастьем,  ошибочно полагая, что его родителям и всему роду от этого будет лучше /3/. Следовательно, в соответствии с позицией последователей системного подхода иррациональная любовь – это то, что создает неадаптивную для личности и бессмысленную для рода жертвенность.

Все открытия представителей системного подхода, касающиеся чувства любви,  снова являются не чем иным, как развитием  идеи З. Фрейда о том, что: во-первых,  самое ранние формы любви ребенка к другим проявляется в виде “идентификации” с родителями (следовательно иррациональная любовь – это любовь по типу идентификации); во-вторых, любовь обеспечивает принадлежность человека к роду,  её цель – сближать, объединять и удерживать вместе.

Развитием постулатов теории либидо З. Фрейда также является базовая идея системного подхода о роли сепарации ребенка от родителей в формировании его зрелости и успешности.

Так, по мнению З.Фрейда начальное, прирожденное либидо меняет в процессе взросления человека способы своего проявления. Либидо изначально направленное на родителей впоследствии должно перейти на посторонних лиц. Если этого не происходит и оно фиксируется на родителях, то возникает невроз и человек останавливается в своем развитии /6/. В данных словах Фрейда речь идет не о чем ином, как о важности сепарации для формирования  зрелой здоровой личности.

Таким образом, в идеях и концепциях З.Фрейда, которые сами по себе не отличались системностью, содержатся основные постулаты, развиваемые впоследствии представителями системного подхода. Отец психоанализа создал фундамент для построения здания системной семейной психотерапии. Он выступил пионером серьезного исследования чувств, которые в соответствии с положениями системного подхода следует относить к системным чувствам.

Литература

1. Арутюнян М.Ю. «Маленький Ганс» как случай семейной психотерапии // Журнал практической  психологии и психоанализа, 2001, № 1-2.

2. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.

3. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001

4.  ЛапланшЖ., Понталис Ж.Б.Словарь по психоанализу. –М.: Высшая школа, 1996.

5. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. – М.: Изд-во Московского университета, 1990.

6. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Я и Оно: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.

7. Фрейд З. «Я» и «Оно»// «Я» и «Оно». – Кн.1. – Тбилиси: Мерани, 1991.

8. Nunberg H. Allgemeine neurosenlehre auf psychoanalytischer Grundlage. – 1932/.

9. SandlerJ., KawenokaM., NeurathL., Rosenblatt B., SchnuzmannF., Sigal. The classificationof Superego-Material in the Hampsteadindex || The psychoanal. Study in the child. – 1962. – V.17.

Войдите, чтобы оставить комментарий
  • Яндекс.Метрика