Научная психология.Статьи

Самосознание как ведущий личностный аспект в подготовке психологов

Е.В. Белинская

Подготовка практических психологов и на западе,  и в России, как правило, состоит из двух этапов:

  1. получение базового образования в сфере психологии, включающего освоение знаний и практических технологий, необходимых в профессиональной работе.
  2. специализация в каком-либо направлении.

В процессе прохождения второго этапа обучающийся приобретает дополнительные знания и осваивает специальные технологии данного направления. Однако этим обучение не ограничивается, поскольку работа психолога предполагает тесный контакт с личностью другого человека. В подобных условиях основным инструментом воздействия у истинного профессионала становятся не знания и технологии, а его личность. Таким образом, на втором этапе подготовки основное внимание следует уделять работе с личностью самого психолога. Мы полагаем, что кроме обязательных индивидуальных и групповых форм работы, важной частью подготовки специалистов в области практической психологии должна выступать проработка самосознания.  По нашему мнению развитие самосознания психолога является необходимым условием прохождения личностного этапа в формировании психолога как профессионала.

Понимание важности исследования самосознания для будущих психологов заставило нас разработать специальный курс, носящий название «Психология самосознания». Данный курс читается на факультете дополнительного образования при РГУ, готовящем практических психологов. Курс состоит из двух частей: теоретической  и практической.

В процессе теоретического курса студенты узнают, что самосознание – это именно то, что отличает человека от животного, а представление о своем «Я» бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Оно является вершинным личностным образованием, завершающим становление (созревание) личности.

Студентам предлагается исследование влияния культуры на понимание «Я», изучение функций самосознания и его генезиса. Разрабатывая курс, мы стремились охватить основные классические представления о самосознании, имеющиеся в российской и зарубежной психологии. При этом мы ставили перед собой цель раскрыть сущность самосознания таким образом, чтобы полученные знания не остались бы для студентов «мертвым грузом», а могли бы задать ориентиры для их саморазвития и практической деятельности.

Вниманию студентов предлагаются параметры и измерения, характеризующие уровень развития самосознания. В частности, раскрывается значение следующих четырех параметров, выделенных М. Розенбергом /14/:

  1. степень когнитивной сложности и дифференцированности образа «Я»
  2. степень отчетливости, выпуклости образа «Я», его субъективной значимости для личности
  3. степень внутренней цельности, последовательности образа «Я»
  4. степень устойчивости, стабильности образа «Я» во времени.

Понимание данных измерений помогает студентам оценить зрелость собственного самосознания, определить его «слабые звенья» и наметить пути и способы самокоррекции.

Основной акцент в спецкурсе сделан на изучении структуры самосознания как сложной многоуровневой системы. Отдельно исследуются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты Я-концепции.

При изучении когнитивного компонента особое внимание мы уделяем теориям И.С. Кона /6, 7, 8/, У. Джеймса /3/, Р. Бернса /2/,  Т. Шибутани /14/, А.А. Налчаджяна /14/. Данные теории показывают многоаспектность нашего самосознания, наличие в нем большого количества Я-образов, между которыми нередко образуются конфликтные отношения, которые можно считать разновидностями внутренних конфликтов личности.

В процессе исследования аффективного компонента самосознания раскрывается тема самооценки как основного внутреннего рычага саморегуляции,  обрисовывается совокупность факторов, влияющих на самооценку личности. В качестве ведущего фактора, детерминирующего способность человека к самоорганизации и адаптации, в спецкурсе выделяется не только уровень самооценки, но и ее устойчивость, определяются критерии устойчивости. В качестве основных причин неустойчивости самооценки отмечаются наличие конфликтов между ведущими мотивами и когнитивная недиференцированность.

В ходе исследования аффективной составляющей самосознания разводятся понятия самооценка, самоуважение, самоприятие, любовь к себе, чувство компетентности.

В процессе работы над данным разделом слушателям предлагается изучить глубокие, но вместе с тем сложные для понимания модели строения самоотношения как эмоционального переживания, разработанные российскими психологами
С.Р. Пантилеевым /13/ и В.В.  Столиным /17/, которые созданы авторами с опорой на идеи А.Н. Леонтьева.

Исследовение поведенческого компонента самосознания предваряется ознакомлением со взглядами грузинского психолога Н.И. Сарджвелажзе /14/, указывающего, что самоотношение может иметь субъектный («Я» как субъект) или объектный характер («Я» как объект).

Поведенческий компонент самосознания представлен  в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. В качестве иллюстрации того, каким образом  самоуправление, саморегуляция поведения человека определяются особенностями самосознания человека выбрана мультирегуляторная модель Д.А. Леонтьева /11/. Она представляет 6 разных систем саморегуляции поведения или 6 ответов на вопрос: почему люди делают то, что они делают?

В данном разделе, посвященном исследованию поведенческого компонента самосознания, в качестве двух взаимосвязанных понятий и определяющих друг друга явлений представлены Я-концепция и социальная адаптация. Показывается, что толерантность к фрустрациям тесно связана с особенностями самооценки человека и в целом его самосознания. В качестве психологической основы толерантности к стрессу выделяются высокий уровень самооценки, интегрированность и устойчивость самосознания.

Кроме этого разработанный нами спецкурс включает в себя исследование других аспектов понимания «Я», в частности изучение теорий идентичности, эго-психологии /1, 9, 18/. Освещается связь самосознания, нашего самоощущения с защитными механизмами /15/.

Успешная работа психолога также предполагает знание патопсихологии, возможных отклонений от нормы, поэтому в рамках нашего спецкурса предусмотрен раздел, посвященный исследованию нарушений состояний самосознания личности /5, 9, 10, 12, 16/. Слушателям предоставляется возможность ознакомиться с такими нарушениями самосознания, которые приводят к деиндивидуализации, деперсонализации, формированию фальшивого «Я», беспомощного «Я», возникновению депрессии, суицидальных намерений, неврозов. Описывается  эмоционально-ценностное отношение к себе при неврозах,  депрессиях и психопатиях. Освещаются особенности самосознания при садо-мазохизме, нарциссизме. В качестве последствия нарушения самосознания по типу формирования зависимого «Я»  показываются алкоголизм и наркомания.

Прежде чем перейти к освещению практической части спецкурса следует обратиться к ее теоретическим основаниям. В своей практической работе по развитию и гармонизации самосознания мы опираемся на системный подход в психологии и психотерапии.

Теории систем находят все большее применение не только в физике, кибернетике, биологии, но и в психологии. Мы полагаем, что данные теории могут быть неоценимы в плане понимания самосознания.

Системная теория, разработанная русским исследователем Алексеем Богдановым, и предвосхитившая концепцию общей теории систем Людвига фон Берталанфи, получила название тектологии или науки о структурах. Общая теория систем или наука о целостности признает живые организмы открытыми системами. Берталанфи назвал такие системы открытыми  поскольку, чтобы поддерживать свою жизнь им приходится подпитывать себя через непрерывный поток материи и энергии из окружающей среды. Действительно, самосознание человека, имеющее сложную структуру, формируется и поддерживается только при его отнесенности к Другому. Открытые системы далеки от равновесия и  поддерживают себя в устойчивом состоянии, которое характеризуется  непрерывным потоком  и изменениями. Одним из главных ключевых свойств открытых систем является саморегуляция. Самосознание  также  представляет собой открытую саморегулирующуюся систему, имеющую определенную структуру.

Составными элементами структуры самосознания являются непосредственно «Я» и подсистема «другие» /4/. Данная подсистема может включать в себя любые значимые для субъекта лица и объекты. Например, это могут быть супруг, дети, родители, родственники, друзья, начальники, сотрудники, любимые артисты, домашние животные, дома, машины и т.д.

Каждый элемент структуры самосознания, кроме когнитивной, несет в себе эмоциональную составляющую, так как уже сама включенность данного элемента в систему самосознания предполагает эмоциональное отношение человека к тому, кто или что стоит за этим элементом. Совокупность когнитивно-эмоциональных составляющих самосознания определяет поведенческий аспект самосознания, а, следовательно, успешность и адекватность поведения человека в жизненной среде.

Гармоничность системы самосознания человека, а значит его душевная зрелость и душевное здоровье, зависят от состава элементов самосознания и способа их организации. Структура самосознания человека определяется его предпочтениями и ценностями. Таким образом,  человек организует ее своим выбором, который может носить ту или иную степень осознанности. Из сказанного видно, что самосознание человека имеет индивидуальный характер и его структура отличается от структуры самосознания других людей. Именно человек как субъект выбирает те образы, которые становятся элементами системы его самосознания.

Гармоничность системы самосознания означает, что элемент «Я» занимает в ее структуре наибольший удельный вес, т.е. его значимость гораздо больше значимости любого элемента, включенного в подсистему «другие». Эффективность такой системы обуславливается ее устойчивостью к фрустрациям. В данной ситуации «Я» является главным организующим и управляющим звеном самосознания. На нем лежит ответственность за события в жизни человека, за их оценку, за то, кто или что становится элементами подсистемы «другие» и какой удельный вес имеет каждый из этих элементов. Риск стрессов и экстремальных ситуаций при такой организации самосознания минимален. Супруг и дети играют первостепенную роль в жизни этого человека, но его «Я» все равно первично, он всегда будет строить планы только относительно себя, а не перекладывать свои амбиции и нереализованные мечты на близких. В силу чего он отличается спокойствием и независимостью. Его самооценка определяется своими собственными достижениями, а не престижем родственников.

Чтобы полнее понять, что является гармонично организованной системой самосознания важно ввести понятие закрытости/открытости. Данное понятие обозначает умение субъекта быть селективным при построении подсистемы «другие», т.е. вводить в нее тех людей или объектов, которые делают систему более зрелой, поведение человека компетентным, успешным, способствуют личностному и духовному росту, и препятствовать или ограничивать проникновение тех, кто разрушает систему или приводит ее к инфляции. Баланс открытость/закрытость системы самосознания также предполагает умение производить нужный субъекту обмен ценностями и информацией с внешним миром, препятствовать проникновению в сознание ложных, чужих ценностей и утрате собственных. Таким образом, человек, обладающий гармоничной системой самосознания, умеет выбирать людей и вещи, соответствующие собственным жизненным целям.

Перейдем к описанию дисгармонично организованных систем самосознания:

  1. Диспропорциональность в системе самосознания

А) Дисгармоничной системой самосознания является такая система, в которой удельный вес «Я» чрезвычайно велик, а подсистема «другие», в целом, и элементы ее составляющие, в частности, имеют несоизмеримо малый вес по сравнению с ней. Такой человек придает избыточное значение своей персоне, все мысли его заняты собой, а значение других людей в его жизни сводится к минимуму. Общение такого человека с внешним миром строится на догадках и иллюзиях, а не на реальной информации, а это сильно препятствует его развитию. У него баланс смещен в сторону закрытости.

Б) Другой вариант дисгармонии, когда баланс смещен в сторону открытости, означает, что в системе избыточный удельный вес отведен другим людям и объектам, в результате чего минимизировано свое собственное значение. Такой вариант самосознания встречается у матерей больших семейств, у «жертв» общественного мнения, у людей с низкой самооценкой, пытающихся «отработать» свое право на любовь и уважение. Такой человек лишен чувства надежности, ощущает неспособность управлять своей судьбой, склонен становиться жертвой случая, а также ущемлять себя во имя других, переживая впоследствии чувство обиды и депрессию. Он предоставляет другим слишком большую «территорию» своей души, а когда его самосознание перестает вмещать всех, он освобождает «территорию» путем уменьшения пространства «Я».

2. Доминанта в системе самосознания

Данный вид дисгармонии означает наличие в самосознании выраженной доминанты, т.е. элемента, занимающего чрезмерный удельный вес по сравнению с другими элементами и возможно даже по сравнению с «Я». Этим элементом может быть кто угодно: ребенок, родитель, супруг, возлюбленный, кумир, враг, общество, члены правительства, исторический деятель любого века, любимый певец или актер, какая-то идея или что-то неодушевленное, например, компьютер.  Эта персона/вещь является главной в жизни человека, и от ее состояния зависит его благополучие. Таким образом, он оказывается управляемым этой персоной или вещью. Доминанты носят в себе опасность как первой, так и второй диспропорции. С одной стороны это закрытость ко всему, кроме доминанты, и застревание на одной единственной персоне/вещи, зависимость от нее, которая может оказаться трагической в случае ее утраты или нарушения взаимоотношений с ней.

  1. Негативная установка

Самосознание человека может быть дисгармоничным и в том случае, когда удельный вес всех элементов системы является оптимальным, однако эти элементы наполнены негативным смыслом. В такой ситуации внимание человека в большей мере привлекают враги, а не друзья. Их образы, взаимоотношения с ними определяют самосознание, в целом, и самооценку, в частности. «Я» в этом случае тоже имеет негативный смысл. Самосознание такого человека подобно зоне военных действий, служащей саморазрушению. Важно заметить, что в случае негативных установок также встречаются явления диспропорций и доминант.

  1. Негативная динамика

Негативная динамика подразумевает под собой эмоциональную вовлеченность агрессивного характера, а именно наличие в системе самосознания агрессивного элемента, имеющего тенденцию поглощать и уничтожать все остальные элементы, вплоть до экспансии на все самосознание. Вначале агрессивный элемент уничтожает элементы подсистемы «другие», а затем и само «Я», т.е. уничтожает все другие интересы, чувства и ценности человека.

Модальность негативной динамики может быть положительной (любовь, вера в Бога, поклонение кумиру, какой-то созидательной идее) или отрицательной (ненависть, зависть, страх, поклонение какой-либо разрушительной идее). Негативная динамика с отрицательной модальностью, кроме того, делится на два вида:

  1. вызывает у своего носителя положительные эмоции. В качестве примера можно привести жажду мести, ненависть, поклонение разрушительной идее, опасную страсть, азартные игры, алкоголизм. Все это оценивается человеком позитивно и вызывает субъективное влечение.
  2. вызывает у носителя отрицательные эмоции, такие как страх, зависть, ревность, тяжелое воспоминание, застревание на ожидании угрозы от некого агрессора. Таким образом, в случае негативной динамики с отрицательной направленностью субъект испытывает душевные мучения, связанные с собственным влечением.

В заключение изложения теоретических основ, позволяющих перейти к практической работе по изучению и коррекции своего самосознания, следует сделать вывод, что гармоничное самосознание – это открытая динамическая система, имеющая необходимую степень защиты (закрытости), структура которой состоит из компонента «Я», занимающего наибольший удельный вес (имеющего большую значимость) и выраженной подсистемы «другие», включающей разнообразные субъективно значимые позитивно оцениваемые элементы.

Практическую часть мы условно разделили на несколько этапов:

  1. этап расширения самосознания посредством работы с осознанием собственного тела. Тело является важной составной частью системы, носящей название «человек». Нередко оно хранит в себе важные тайны, т.е. является хранилищем всего того, что человек, руководствуясь защитной мотивацией, отказывается знать о себе и старается вытеснить из сознания. Работая со своим телом в безопасных условиях можно лучше узнать самого себя.

ПОЗНАЙ СВОЕ ТЕЛО

Участники рассаживаются там, где им удобно. Предлагается закрыть глаза. Ведущий: «Вы одни. Потрогайте свою руку. Запястье, ладонь, пальцы, ногти… Познакомьтесь с ней…»

Анализ: что почувствовали? Знаем ли мы свою руку? Если нет, то насколько мы знаем себя?

ОБОСТРЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ ТЕЛА

Ведущий: Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по разным частям тела, «пройдите» вниманием все тело. Какие части себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их  расслабить, дайте им продолжиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущения кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, Ваши конечности?

Анализ: Полностью ли вы осознаете себя? Какие «белые пятна», «пустоты» отмечаете вы в своем теле?

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-то переживания – это приводит  к развитию внутренних коммуникаций. Предлагая человеку преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока мужчина не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: «Она точно как моя жена!» В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

  1. гармонизация самосознания посредством изменения точки зрения. Техники данного направления работают с локусом контроля за ситуациями, проекциями, ретрофлексиями, эгоцентрической направленностью, служащей фактором ограничения возможностей человека. Данные техники позволяют отказаться от защит, сковывающих личностные ресурсы, принять на себя ответственность, достичь большей интеграции, а значит и зрелости самосознания.

ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ 1

Если есть какая-то неприятная ситуация, надо на листе её описать в диалоге и с чувствами. Например: «Когда я ждал  на месте встречи своего партнёра, а он опаздывал на 20 мин. Я начал злиться и думал какой же он гад и т.д.»

Затем необходимо переписать этот текст, заменяя все местоимения и существительные на местоимения первого лица (я, мой, своё):  «Когда я ждал  на месте встречи своего (СЕБЯ) партнёра, а он (Я) опаздывал на 20 мин. Я начал злиться и думал какой же он (Я) гад и т.д.»

ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ 2

Техника, предназначенная для мобилизации человека, который считает, что проблема не контролируется им. Ему предлагается сформулировать проблему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Например, человеку, который считает: «Никто не обращает на меня внимание», – предлагается переформулировать проблему: «Мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились».

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Метод освобождения от свойства видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Для проверки искаженных убеждений человеку предлагается провести поведенческие эксперименты.

Например, если человек считает, что во время совещания все за ним наблюдают, замечают его неуверенность, поэтому он предпочитает молчать, не высказываться, то из-за этого у него могут быть проблемы с руководством. Важно предложить ему понаблюдать за окружающими вместо того, чтобы сосредоточиться на своем дискомфорте. После наблюдения за сотрудниками, он может увидеть, что одни люди слушают выступающего, другие – что-то пишут, третьи – мечтают. Наблюдение за другими поможет ему сделать вывод, что другие озабочены своими делами, а не отношением к нему. Тогда  его отношение к себе изменится.

НАШИ ПРОЕКЦИИ

Оглядите комнату, в которой вы сейчас находитесь. Выберите какой-то объект, Лучше если объект выберет Вас – нечто, что бросается Вам в глаза.

Начните давать описания этого объекта, но с небольшим изменением в речи: Все время говорите «Я» вместо «Он». Поместите на небольшое время центр своего сознания в этот образ-объект. Вы – этот объект, переживающий и воспринимающий Вселенную с этой точки зрения.

В анализе упражнения показать, что это и есть проекция, то есть неосознанное приписывание другим своих собственных переживаний.

ИНТЕГРАЦИЯ ОТВЕРГАЕМОГО

Участникам предлагается вспомнить те черты, которые им больше всего не нравятся, раздражают, злят в близких людях. Затем необходимо говорить о себе как о данном качестве. Например, если Вы выбрали «гордость», то говорите: «Я гордость, я всегда хожу с высоко поднятой головой, не замечаю других людей, я никогда ни о чем не попрошу и т.д., на ваше усмотрение. После того, как участники проговорили все пришедшие им на ум свойства выбранных качеств, ведущий предлагает обнаружить их позитивные свойства и проговорить о себе с опорой на данные позитивные стороны. Например, я как гордость всегда оберегаю границы, выполняю защитные функции и т.д.

ЖИЗНЬ БЕЗ СЕБЯ

Ведущий: Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, как он живет без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны…, теперь вернитесь к себе

Анализ: изменился ли мир в ваше отсутствие?

Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?

3. Расширение самосознания посредством интерактивно ориентированных техник. Данный этап позволяет получить обратные связи от других людей, увидеть отличие самопонимания от понимания нас другими, элиминировать данный диссонанс, посмотреть на себя глазами других, скоректировать поведение благодаря возросшему самопониманию.

«Я» В ПОКАЗЕ ДРУГИХ

Разыгрывание участниками кого-либо. Здесь, как в зеркале, можно увидеть себя со стороны. Особенно важно такое упражнение в проблемных ситуациях.

Тренируемый играет, а другие играют только невербальный компонент его поведения.

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ

На карточках расписываются роли-типажи. 2-30 ролей мужских и столько же женских. Например, царевна-Несмеяна, Снежная королева, разбойница, старуха с разбитым корытом, мальвина, Аленушка, Баба-Яга, мачеха, золушка, жена короля, возлюбленная революционера, сестра гения, мать мученика, муж, царь, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Буратино, Пьеро, Мальвина, Бармалей. Королевский двор: король, звездочет, астроном, судья, палач, казначей, секретарь, кардинал, принц, садовник, солдат, воевода, принцеса, фрейлина.

В групповой работе выходят на проблему. Например, у участницы проблемы в общении с противоположным полом. Первое задание: каждый выбирает из своей пачки карточку с той ролью, в какой в данный момент выступит человек. Получается «ромашка» мнений. Затем открывают карточки и фиксируют: какие роли ей дали,  какую она выбрала себе.  Например, она считает себя Дюймовочкой, а остальные участники дали ей роль Бабы-Яги. Она будет знакомиться в образе Бабы-Яги средствами Дюймовочки. Такие диссонансы помогают обнаружить неадекватность «Я»- образа и внешнего поведения участников.

4. образные методики, расширяющие самосознание. Выполнение данных методик открывает доступ к скрытым, неисчерпаемым ресурсам нашей личности через взаимодействие с нашим самосознанием.

«ИЗМЕРЕНИЕ Я»

Представьте закрытую дверь. На двери написано слово «Я». Дверь открывается в мир вашего «Я», и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись.

Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д.

Исследуйте мир за дверью. Что бы вы не обнаружили, воспринимайте это без каких-либо оценок и толкований.

ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ТОГО, КТО ЛЮБИТ

Представьте себе, что вы пишите книгу, в которой вы сами — действующее лицо. Вам нужно определить кого-то в своей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она (или он) любит вас. Поищите среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека.

Вы сидите за столом, на котором стоит пишущая машинка, лежат бумаги, карандаш. Напротив вас – окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая наружу. Там, занятый своим делом, находится тот, кто, как вы знаете, любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы смотрите на него (нее), с удовольствием перебираете все возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, что позволило бы читателю увидеть его (ее) так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особенности поведения, которые делают этого человека именно таким. Вы слушаете собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас, и при этом смотрите через стекло. Когда ваше описание близится к концу, вы мягко меняете позицию и восприятие. Вы «уплываете» со своего места, за столом, «выплываете» наружу и входите в человека, который вас любит. Здесь вы прерываете то, чем были заняты, поднимаете глаза, и видите себя, сидящим за стеклом и работающим над книгой. Вы видите себя глазами того, кто вас любит; в первый раз видите то, что видит тот, кто вас любит, когда смотрит на вас. Вы прислушиваетесь и слышите, как он слышит ваши слова; как он описывает вас. Видя себя глазами того, кто вас любит, вы обнаруживаете качества и свойства, о которых вы не знали, или даже которые считали недостатками. Рассматривая себя сквозь призму мыслей, восприятий и воспоминаний того, кто вас любит, вы находите, что заслуживаете любви, обнаруживаете, что вы сделали другого человека богаче просто тем, что являлись собой. Вы видите и слышите, что в вас нравится этому человеку. Удерживая все, что стоит знать, вы медленно возвращаетесь в самого себя, помня кем и каким вы являетесь для того, кто вас любит.

В заключение мы хотели бы сказать, что становление психолога – это становление человека, выбравшего особую профессию, предъявляющую к нему дополнительные требования. В данном случае профессионалу недостаточно овладеть специальными знаниями и технологиями. Помимо специальной, а также, непременно, и общей образованности ему необходимо  быть личностью с большой буквы. Таким образом, для будущего профессионала важны формирование  и тщательная проработка высших этажей личности. Мы полагаем, что разработанный нами спецкурс, основывающейся на системном подходе к пониманию самосознания и включающий в себя практический курс, направленный на расширение самосознания, гармонизацию сферы «Я», служит именно такой цели.

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia – Центр. Медиум, 1995.

2.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

3. Джеймс У. Личность // Психология личности. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1989 .

4. Джум Ю.Путь исполнения желаний. М.: ЭКСМО-Прес, 2001

5. Калитеевская Е. Гештальт-терапия нарциссических расстройств личности // Сборник материалов Московского Гештальт Института за 2000 год. Гештальт 2001. Выпуск 1. М.: Москосковский Гештальт Институт, 2001.

6. Кон И.С. В поисках себя.  М.: Политиздат, 1984.

7. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 8. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.

9. Кохут Х.   Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002.

Кохут Х.   Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002.

10. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.

11. Леонтьев  Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

12. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.

13. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Издательство Московского университета, 1991.

14. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2000

15. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия по социальной психологии личности. Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2000

16. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Издательство Московского университета, 1989.

17. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983.

18. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Университетская книга, 1996.

Войдите, чтобы оставить комментарий
  • Яндекс.Метрика