Научная психология.Статьи

Исследование социальных представлений о вине и стыде

Е.В. Белинская

Рассматриваются результаты эксперементального изучения вины и стыда, в основу которого положены принципы теории социального конструктивизма. В соответствии с выбранным подходом предметом исследования выступают социальные представления о вине и стыде. Для исследования выбран метод релевантный теории социальных представлений – анкетирование. Предлагается разработанная авторами анкета, применимая для изучения обеих эмоций (в статье дан образец для исследования вины). Исследуются представления респондентов о том, в каких ситуациях и перед кем чаще всего испытываются вина и стыд, что способно помочь пережить эти, уже возникшие эмоции. Изучаются когнитивная, эмоциональная и поведенческая компоненты одного из измерений социальных представлений – установки, а также глубинные установки по отношению к вине и стыду с помощью метода ассоциаций. В ходе обсуждения результатов предлагается сравнительный анализ представлений о двух эмоциях.

Ключевые слова: вина, стыд, социальная психология, социальный конструктивизм, самоотчеты, социальные представления, ассоциации, цвет.

Как вина, так и стыд традиционно относятся отечественными психологами к сфере моральных чувств. В свою очередь, и чувства, как психический процесс, и мораль, как особая форма общественного сознания, имеют социальную сущность, то есть являются продуктом социальных взаимоотношений и направлены на их отражение и регуляцию.

Концептуальный подход к интересующим нас психологическим феноменам изложен в одной из наших предыдущих работ /3/. Рамки данной статьи позволяют нам указать лишь на то, что вина  и стыд в своей оптимальной форме являются этическими чувствами, смысл и назначение которых состоит в приведении реального поведения человека в соответствие с его личными и общественными принципами и идеалами, что, в свою очередь, помогает устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими.  Психология, будучи не только гуманитарной, но в то же самое время и экспериментальной наукой, направлена на изучение объективных особенностей и механизмов проявления тех или иных психических процессов. Поэтому целью данной статьи является анализ результатов проведенного нами экспериментального исследования, который позволил бы, опираясь на полученные фактически данные, с максимальной степенью научности обрисовать не просто сферу идеального (которое, к сожалению, редко приближается к реальности), а показать реальные проявления изучаемых нами феноменов в жизнедеятельности и общении людей.  Таким образом, задачей нашего исследования является изучение психологических особенностей этих эмоций и их отличий друг от друга.

Исследование, претендующее на максимально возможную объективность, должно проводиться с помощью соответствующих методов, имеющих под собой определенную методологическую базу. Большая часть исследований психической реальности производится с помощью самоотчетов. В процессе изучения вины и стыда у нас возникли определенные методологические трудности. Дело в том, что и вина, и стыд относятся к эмоциям, связанным с оценкой своего Я. Самооценки же, либо внешние оценки поведения и личности человека стимулируют включение защитных механизмов, призванных поддерживать его самоуважение. Поэтому можно поставить под сомнение объективность самоотчетов, касающихся оценок переживания субъектом эмоций, относящихся к сфере самосознания.

В целом, проблема объективности экспериментальных исследований, в том числе самоотчетов, давно стоит перед научной психологией. Так, А.М. Эткинд на основе обобщения большого количества данных и собственных экспериментальных исследований пришел к следующему выводу. “Если психолог ищет в самоотчетах объективную информацию о поведении, то его почти наверняка ждет разочарование. Если же ему нужен инструмент проникновения в субъективную реальность, личностные смыслы, систему отношений его испытуемых, то вряд ли какие-либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты” /10/. Проблема значимости субъективной реальности с особой остротой встала перед социальными психологами. Недаром зарубежные социальные психологи утверждают, что постепенное развитие социальной психологии от позитивизма и неопозитивизма привело к возникновению новой парадигмы, носящей название социальный конструктивизм.

Исследователи, работающие в русле новой парадигмы, постулируют важность социального конструирования реальности. “Формы понимания мира, приобретаемые в ходе социальной коммуникации, обладают чрезвычайно большим значением для социальной жизни в целом, поскольку описания и объяснения мира сами конструируют формы социального действия”/8/. То есть все то, что считается в обществе знанием, не смотря на обоснованность или необоснованность такого “знания”, становится само собой разумеющейся “реальностью” для рядового человека.

В работах современных отечественных социальных психологов имеют место идеи, которые соответствуют социально-конструктивистским концептуальным положениям. Помимо идей А.М. Эткинда, касающихся самоотчетов, интересны в данном смысле мысли А.А. Бодалева. По его словам, “объект и субъект могут существовать не только реально, но и мнимо, как чисто воображаемые психические конструкты. Если я мыслю о некоем объекте, его образ, возникающий в моем воображении, является таким же объектом, как тот, что он отражает, однако объект этот не материальный, подлинный, реальный, а отраженный, идеальный, существующий лишь в сознании, то есть квазиобъект… Речь здесь идет о представлениях… Иначе говоря, представления или квазиобъекты, суть модели реальных объектов”/2/.

Концепцию социальных представлений разработал Серж Московиси. Под социальными представлениями автор понимает “способ интерпретации и осмысления повседневной  реальности, определенную форму социального познания, предполагающую когнитивную активность индивидов и групп, позволяющую им фиксировать свою позицию по отношению к затрагивающим их ситуациям, событиям, объектам и сообщениям”/4/. Социальные представления, будучи когнитивными образованиями, согласно гипотетической структурной модели, предложенной С. Московиси, имеют три измерения: информация, поле представления и установка. Интерпретируя позицию С. Московиси, мы полагаем, что информация представлена когнитивным компонентом, поле представления – семантическим, а установка – готовностью к реагированию, которая имеет сложное строение, включая в себя эмоциональные, в том числе бессознательные компоненты.

Мы считаем, что изучение социальных представлений имеет большую ценность и значимость для психологии, поскольку, с одной стороны, именно такая реальность доступна максимальной объективации, и с другой стороны, реакции и все поведение человека, как правило, обуславливаются не объективной реальностью, а его представлениями об этой реальности. В связи с этим объектом своего изучения мы рассматриваем социальные представления, имеющиеся у конкретных групп населения относительно  вины и стыда.

Для изучения социальных представлений об интересующих нас эмоциях нами была разработана анкета. Вина и стыд во многом похожи по своим функциям, генезу, проявлениям. Поэтому нами было решено применить данную анкету как для изучения вины, так и для изучения стыда. Мы полагаем, что это способно помочь определить сходства и  различия в социальных представлениях относительно изучаемых нами эмоций.

Анкета направлена на получение содержательного материала относительно социальных представлений о вине и стыде. Она состоит из 8 вопросов.

Первый вопрос направлен на изучение социальных представлений о том, в каких именно отношениях (с близкими или посторонними, вышестоящими или нижестоящими) наиболее вероятным оказывается переживание вины и стыда.

Следующие 2, 3 и 4 вопросы призваны изучить социальные представления относительно установок, актуализирующихся в ситуации переживания вины. Как известно, любая установка состоит из трех компонент (когнитивной, эмоциональной и поведенческой). Каждый из этих трех вопросов изучает соответственно одну из компонент установки. Особо следует сказать о 3 вопросе, направленном на исследование эмоциональной компоненты. Практически ни одна из свойственных человеку эмоций не переживается изолированно в отрыве от других, поскольку для эмоций характерна тенденция к генерализации, объединению в комплексы. Поэтому седьмой вопрос направлен на изучение представлений о том, какие эмоции актуализируются в момент переживания вины и стыда. Мы предположили, что социальные представления относительно интересующих нас эмоций являются недостаточно хорошо вербализуемыми. Чтобы облегчить респондентам задачу вербализации, после каждого  с первого по четвертый вопроса мы предложили возможные варианты ответов, в том числе учли необходимость предоставления респонденту возможности  свободного ответа.

Функциональная эффективность вины и стыда, т.е. возможность  реализации заложенного в них значения, зависит от того, каким способом человек переживает (и как результат снимает) вину и стыд. Поэтому пятый вопрос  направлен на изучение социальных представлений относительно возможных средств, способных помочь  пережить уже возникшие вину и стыд. Ответы на этот вопрос показывают, насколько эти средства могут быть обусловлены социальными взаимоотношениями.

Следующий вопрос предполагает, что респондент вспомнит и опишет те поступки и ситуации по поводу которых у него возникало чувство вины и стыда. Последние два вопроса, направленные на изучение ассоциаций, разработаны с целью выявления глубинных неосознаваемых компонентов установок, включенных в представления о вине и стыде. Интерпретация ответов на данные вопросы способна увеличить объем информации, которую исследователь способен получить с помощью анкеты.

В своем исследовании мы стремились изучить, во-первых, социальные представления относительно вины и стыда в различных гендерных группах, а во-вторых, в группах, представленных респондентами, фактически находящимися в различном отношении к закону. Поэтому наша выборка респондентов представлена двумя группами мужчин и группой женщин. Группы респондентов-мужчин отличаются друг от друга тем, что их представители фактически состоят в различном отношении к закону. Одна группа представлена лицами, осужденными за тяжкие преступления (убийства, телесные повреждения), то есть, эти люди нарушили закон, охраняющий наиважнейшие общественные ценности: жизнь и здоровье человека. Другая группа представлена законопослушными мужчинами. Третья группа, принявшая участие в анкетировании, состояла из женщин, профессия которых (психологи и медсестры) требует выраженных фемининных качеств (понимания, сочувствия, сострадания). В исследовании социальных представлений о вине приняли участие 116 респондентов первой группы, 81 респондент  второй группы и 74 респондента третьей группы. В исследовании социальных представлений о стыде приняли участие 72 респондента первой, 92 – второй и 88 – третьей групп.

Анкета
  1. Перед кем Вы склонны чувствовать себя виноватым (ой)?

А) перед матерью

Б) перед отцом

В) перед партнером противоположного пола

Г) перед родственниками

Д) перед друзьями

Е) перед Богом

Ж) перед посторонними

З) перед начальством

И) перед своей совестью

К) перед детьми

Л) перед всеми

  1. Вспомните какие мысли обычно сопровождают переживание вины?

А) я был неправ

Б) я плохой

В) надо извиниться

Г) надо загладить свою вину

Д) нет мне прощения

Е) как я мог так поступить

Ж) что же делать

З) в следующий раз буду умней, буду делать правильно

И) теперь меня не будут уважать

К) теперь меня не будут любить

Л) другие (укажите)

  1. Какие еще эмоции Вы переживаете в тот момент, когда испытываете вину?

А) стыд (в анкете по изучению стыда – вина)

Б) тревогу

В) печаль

Г) радость

Д) тоска

Е) растерянность

Ж) гнев на себя

З) внутреннее беспокойство

И) другие (укажите)

  1. Как Вы себя ведете в том случае, когда переживаете чувство вины?

А) прошу прощения у того, кого обидел

Б) избегаю контактов с ним

В) не могу избавиться от самобичевания

Г) впадаю в уныние

Д) стремлюсь себя наказать

Е) стремлюсь исправить ошибку

Ж) стремлюсь разобраться, в чем был неправ

З) иное (укажите, что именно)

  1. Что бы могло (или кто бы мог) помочь Вам пережить  возникшее чувство вины?
  2. В каких случаях у вас возникало чувство вины? (приведите один, два примера).

11. Какие ассоциации у Вас вызывает слово «вина»?

12. С каким цветом у Вас ассоциируется данное понятие?

Обсуждение результатов

В таблицах 1 и 2 представлены результаты ответов респондентов трех групп на первый вопрос. Ниже в виде таблиц отражены результаты ответов на следующие 3 вопроса анкеты. Цифры, представленные нами в таблицах, отражают в процентном отношении количество выборов респондентами того или иного подпункта вопроса. Общая сумма выборов по всем подпунктам была приравнена к 100%. С помощью результатов ответов на первый вопрос опишем представления респондентов о том, перед кем они склонны испытывать вину и стыд.

Таблица 1.

Показатели склонности к переживанию вины по отношению к различным категориям лиц.

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З И К Л
Мужчины

(осужденн.)

19,4 10,3 6 6,6 5,4 10,9 2,4 2,4 16,9 9 4,2
Мужчины (законопослушн.) 13,7 10 11,9 9,1 7,3 7,3 3,6 4,6 17,4 11,9 3,6
Женщины 21,6 6,4 6,4 8 8 8,8 4 2,4 16 14,4 2,4

Согласно результатам таблицы 1, респонденты полагают, что чаще всего они испытывают вину перед матерью и своей совестью, а реже всего – перед посторонними. У осужденных мужчин на третьем месте оказывается склонность испытывать вину перед Богом, а затем – перед отцом. Представители этой группы полагают, что кроме вины перед посторонними они также редко испытывают вину перед начальством. Законопослушные мужчины считают, что после склонности испытывать вину перед своей совестью и перед матерью для них актуальной является склонность испытывать вину перед детьми и противоположным полом. Женщины полагают, что кроме склонности испытывать вину перед матерью и своей совестью, у них значительно выражена склонность чувствовать вину перед детьми. Таким образом, результаты показали, что по мнению респондентов, они склонны чувствовать вину перед своей совестью и наиболее близкими для них людьми, наоборот, редко вина возникает перед посторонними. Действительно, с посторонними  человек, как правило, не связан какими-либо очевидными взаимными обязательствами. По отношению к близким, наоборот, он ощущает свою личную ответственность, обязательство проявлять о них заботу, либо отвечать признательностью и взаимностью на их заботу. Представления респондентов о том, что они чаще испытывают вину перед матерью, чем перед отцом  (противоречит положениям психоаналитической теории З.Фрейда) мы склонны объяснять тем, что мать, питая к своему ребенку, причем независимо от его возраста, безусловную любовь, отдает ему больше своих душевных сил и заботы, чем обычный среднестатистический отец. Именно поэтому человек обычно чувствует себя в большей мере обязанным матери. Следует особо отменить, что 6% ответов осужденных мужчин не совпали ни с одним из предложенных нами подпунктов. В них указывалось на отсутствие склонности чувствовать вину перед кем бы то ни было. Эти результаты, в свою очередь, согласуются с результатами ответов на первый вопрос первой анкеты. Мы считаем существование склонности к переживанию вины в форме личностной черты одной из причин наличия ответов на пункт Л. По результатам таблицы 3, что также согласуется с ответами на первую анкету, такая черта в большей мере присуща осужденным мужчинам, и в наименьшей – женщинам.

Таблица 2.

Показатели склонности к переживанию стыда по отношению к различным

категориям лиц

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З И К Л
Мужчины

(осужденные)

18,4 11,5 14,9 10,3 12,6 4,5 4,5 3,4 12,6 6,9 2,3
Мужчины

(законопослушные)

12,1 8,7 10,4 10,4 8,7 9,5 6,9 6,9 11,3 11,3 3,4
Женщины 11,8 5,2 7,9 5,2 7,9 9,2 10,5 5,2 23,6 11,8 2,6

В Таблице 2 отражены представления всех групп респондентов о том, перед кем они склонны чувствовать стыд. Заметно сходство данных мнений с представлениями о том, перед кем они чувствуют вину. Следовательно, в сознании людей представления об изучаемых нами эмоциях недостаточно диференцированы: стыд идентифицируется с виной.

Таблица 3.

Представления респондентов о мыслях, сопровождающих переживание вины

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З И К Л
Мужчины (осужденные) 20,2 4 22,2 8,7 4,7 8,7 4,7 18,9 4 3,3 -
Мужчины (законопослушные) 18,3 4,8 15,8 10,9 1,2 10,9 4,8 20,7 7,3 4,8 2,4
Женщины 20,8 1,6 20,8 11,6 0,8 13,3 10,8 15,8 2,9 1,6 -

Суммарные результаты ответов респондентов на вопрос о том, какие мысли у них обычно сопровождают переживание вины, представлены в таблице 3, из которой видно, что, согласно социальным представлениям, в момент переживания вины преобладают мысли направленные на прошлое (“я был(а) неправ(а)”), на будущее (“в следующий раз буду умней, буду делать правильно”) и на разрешение ситуации, связанной с виной (“надо извиниться”). Причем избавление от вины и восстановление отношений предполагается произвести скорее не с помощью предметных действий (подпункт Г), а посредством вербального разрешения ситуации (подпункт В). Кроме этого, по мнению ряда респондентов, в момент переживания вины в мыслях отражается недоумение (“как я мог(ла) так поступить”), а у некоторых женщин, помимо этого, – отражается растерянность (“что же делать”). Несмотря на то, что мысли, сопровождающие эмоциональные переживания, осознаются с трудом, некоторые респонденты из каждой группы подтвердили наши предположения о том, что, во-первых, переживание вины заставляет человека думать (опасаться), что окружающие теперь не будут его уважать и любить, а во-вторых, что переживание вины способно вызывть некоторые неадаптивные и часто необъективные мысли типа “я плохой”, “нет мне прощения”. Причем такие мысли скорее возникают у мужчин, нежели у женщин.

Подпункт Л (иное) предполагает свободные ответы. К сожалению, такие ответы респонденты давали нечасто. Среди предложенных респондентами свободных ответов были следующие: мысли-вопросы “Что скажут родители?, “Как дальше жить?”, утверждения “Напрасно я это сделал”, “Надо покаяться”. Такие мысли говорят об опасениях, растерянности, разочаровании, вызванных переживанием вины.

Таблица 4.

Представления респондентов о мыслях, сопровождающих переживание стыда

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З И К Л
Мужчины

(осужденные)

17,6 7,3 16,1 10,3 4,4 7,3 2,9 16,1 8,8 7,3 1,5
Мужчины (законопослушные) 16,8 3,6 18 10,8 2,4 10,8 4,8 16,8 8,4 4,8 -
Женщины 18,6 4 18,6 13,3 2,6 4 8 18,6 6,6 2,6 2,6

Ответы респондентов на вопрос о том, какие мысли обычно сопровождают переживание стыда, в целом похожи на описание мыслей, сопровождающих переживание вины. Различие состоит лишь в том, что в случае стыда большее количество респондентов указывает на мысли типа “меня не будут уважать и любить”. Кроме того, в целом несколько увеличилось количество выборов мыслей типа “я плохой”, “нет мне прощения”.

Таблица 5.

Представления об эмоциональных состояниях, имеющих тенденцию к генерализации с виной

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З И
Мужчины

(осужденные)

21,1 7,3 11,9 0,9 8,2 11 10 31,2 -
Мужчины (законопослушные) 19,2 15,3 6,4 1,2 8,9 8,9 16,6 21,8 0,9
Женщины 15,2 16,1 13,5 1,6 5 12,7 11 24,5 -

Таблица 8.

Представления об эмоциональных состояниях, имеющих тенденцию к генерализации со стыдом

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З И
Мужчины

(осужденные)

18,9 13,3 12 - 8,6 12 13,7 13,7 6,8
Мужчины (законопослушные) 18,4 9,2 6,5 1,3 9,2 11,8 17,1 26,3 -
Женщины 18,2 15,5 9 1,2 9 12,9 10,3 23,3 -

Ответы респондентов на третий вопрос выявили наличие представлений о том, что вина наиболее тесно связана с внутренним беспокойством и стыдом, нежели с другими эмоциональными состояниями (таблица 5). Стыд, согласно представлениям респондентов, наиболее тесно связан с внутренним беспокойством и виной (таблица 6). Таким образом,  представления русских людей о вине и стыде подтверждают позиции зарубежных исследователей о тесной связи и тенденции к одновременному возникновению этих эмоций. /3/. Следует особо выделить то, что мужчины кроме этого склонны связывать стыд с гневом в свой адресс. В свободных ответах на этот вопрос мужчины сообщили, что вина приводит к снижению настроения, внутреннему психологическому дискомфорту, а также к чувсту симпатии к человеку, стыд – к злости, неловкости, неопределенности, ощущению себя не в своей тарелке. В целом следует сделать вывод, что в представленииях респондентов такие эмоции как вина, стыд, внутреннее беспокойство или тревога, печаль, состояние растерянности слиты в единый генерализованный комплекс отрицательных эмоций и часто переживаются одновременно.

Таблица 7.

Представления респондентов о поведенческой установке в ситуации переживания вины

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З
Мужчины

(осужденные)

26,3 7,9 6,1 10,5 2,6 22,8 19,3 4,3
Мужчины

(законопослушные)

28 4 4 6,6 2,6 22,6 30,6 1,3
Женщины 26 6,2 4,1 4,1 2 29,1 25 3,1

Таблица 8.

Представления респондентов о поведенческой установке в ситуации переживания стыда

Группы Подпункты
А Б В Г Д Е Ж З
Мужчины

(осужденные)

24,5 7,5 7,5 9,4 3,7 28,3 15 3,7
Мужчины

(законопослушные)

20,6 7,9 4,7 11,1 1,5 30,1 23,8 -
Женщины 20 10 5 10 - 26,6 26,6 1,6

Результаты, отраженные в таблицах 7 и 8, демонстрируютют представления респондентов относительно того, какие действия они обычно предпринимают в ситуациях переживания вины и стыда. Следует отметить, что по нашему мнению на данные представления в значительной степени оказали влияние знания об идеальном или должном поведении.Так, мужчины чаще всего полагают, что в ситуации переживания вины они просят прощения у тех, кого обидели, стремятся разобраться в чем были неправы, а также исправить ошибку. Ответы женщин подобны. Разница лишь в том, что наиболее популярным у них оказался пункт Е (стремлюсь исправить ошибку), затем шли просьба прощения и стремление разобраться в своей неправоте. Во всех группах респондентов большее число ответов указывает на то, что в ситуации переживания стыда предпринимаются попытки исправить ошибку, далее идут просьбы о прощении и попытки разобраться в своей неправоте. Кроме этого, также присутствуют ответы о том, что и вина, и стыд могут заставить человека впасть в уныние, заняться самобичеванием, от которого бывает трудно избавиться, а также стремиться к избеганию контактов с теми, перед кем испытываются эти эмоции. Отличия между эмоциями состоят лишь в том, что законопослушные респонденты скорее впадут в уныние и станут избегать контактов с человеком из-за стыда перед ним, чем из-за вины. Самобичевание также оказывается несколько более вероятным в ситуации стыда.

На пятый вопрос, в котором спрашивается о том, кто или что может помочь избавиться от возникшего переживания вины, респонденты давали различные ответы. Наиболее типичными ответами во всех группах были:

КТО: я сам(а), мать; далее идут родители (причем отец, как человек способный помочь пережить вину, отдельно не указывается),близкие люди, либо близкий человек, любимый человек, жена, женщина (для мужчин), друг, психолог. Следует отметить, что указание на специалиста (психолога, психотерапевта) было сделано лишь некотороми женщинами и один раз осужденным мужчиной.

ЧТО: извинение, просьба о прощении и получение прощения от того, кто был обижен или кому был причинен вред, общение, обсуждение, беседа, разговор по душам, совет близкого человека, друга, время. Указание на такой фактор, как время, говорит о том, что человек либо не желает предпринимать каких-либо усилий для устранения вины, налаживания отношений, либо не знает способов, которые могли бы помочь в данной ситуации. В связи с этим ему лишь остается уповать на работу защитных механизмов, которые со временем вытеснят неприятные болезненные переживания из сознания. Некоторые респонденты вовсе не смогли ответить на поставленный вопрос, признавшись в том, что не знают ответа.

Практические действия, способные помочь справиться с возникшей виной, например, стремление понять в чем допущена ошибка и исправить ее, стать на правильный путь, исправиться, загладить вину, попытка сделать что-то хорошее тому, перед кем виноват, помочь родителям, близким, работа по собственному развитию, совершенствование, упоминались респондентами, однако значительно реже, чем беседа, извинения, получение прощения и понимания.

В целом, следует заключить, что способы и средства, способные снять возникшую вину, которые были указаны респондентами, достаточно индивидуальны. Так, кроме основных, указанных выше, упоминались и следующие: исповедь перед Богом, покаяние, причастие, молитва, философия, книги, труд, отвлечение от проблем, переключение на дела, людей, внутренняя дисциплина, принятие себя, осознание, расслабление, распивание с тем, кто был обижен пива за счет обидчика, алкоголь, наркотики, случай, чудо.

Ответы на 5 вопрос в отношении стыда оказались еще более разнообразными, индивидуалистичными. В целом же люди, а также способы и средства, способные по мнению респондентов помочь избавиться от возникщего стыда, пожожи на те, которые указывались в ответах на этот же вопрос, но в отношении вины. Некоторая особенность в случае стыда прослеживается в акценте на потребности и ожидании поддержки со стороны близких.

В 6 вопросе к респондентам была обращена просьба привести в пример 1-2 случая, когда у них возникало переживание вины. В ответах законопослушных респондентов, как правило, говорится о ссорах с близкими людьми, оскорблениях, грубом, несдержанном отношении к ним, отказе в помощи близким, невыполнении перед ними данных обещаний.

Так, среди случаев описанных законопослушными мужчинами наиболее типичными являются следующие:

-          когда обижал жену

-          когда с женой поругаюсь, устраиваю скандал, при этом знаю, что неправ, а утверждаю, что прав

-          когда со злости не могу сдержать себя и кому-нибудь причиняю вред или оскорбляю

-          в порыве гнева обозвал кого-то, обострил отношения

-          скандалы в семье по поводу моего пьянства

-          выпил лишнего, “планка упала”

-          обидел незаслуженно словом дочь, нагрубил

-          когда обижаю детей, бью их ремнем

-          в случае физической немощности детей

-          перед матерью: давно не приезжаю к ней

-          долго не навещал родных

-          не уступил место беременной

-          не смог помочь любимому человеку

-          смерть близких людей

-          мог помочь, но этого не сделал

-          не выполнил обещание

-          не могу отдать долг

-          прогул на работу, опоздание

-          когда чувствую зависимость

-          когда осознаю, что совершил грех, нарушил Божью заповедь

Для женщин наиболее типичными являются следующие случаи:

-    ссора с мужем

-          когда скандалила с мужем, а дети слышали

-          когда я была неправа, обидела невзначай близкого мне человека

-          не смогла войти в положение любимого человека и словом обидела его

-          когда кого-нибудь обидела

-          когда рассказала близкому информацию, которую мне доверил другой человек, и это отразилось на нем

-          перед супругом – при невозможности исполнения его желаний,

-           перед ребенком – пообещала и невыполнила

-          при наказании ребенка

-          когда надолго оставляю детей одних, уезжаю на учебу

-          когда была несправедлива к детям и действовала исключительно в своих интересах

-          при невозможности помочь, недостаточной внимательности к близкому

-          из-за своего эгоизма

-          когда отвечала отчуждением на желание близости

-          когда говорила неправду или лишнее

-          когда грубила матери, отказывала ей в помощи

Женщины указали и на такие случаи переживания вины, в целесообразности которых можно усомниться, например:

-          из-за того, что я не такая как родственники

-          когда кто-то не разговаривает со мной, обвиняет, кричит на меня, указывает на мои прошлые ошибки

-          не слушала мать

Отличие ответов осужденных состоит в том, что, во-первых, 13% из них сообщили, что вины не испытывали и ни в чем не виновны, во-вторых, их ответы в меньшей мере, чем в группе законопослушных, связаны с ощущением своей социальной, особенно семейной ответственности, своих обязательств перед детьми, родителями. Некоторые преступники указывают на вину, имеющуюся у них в связи с совершенным преступлением, драками. Встречаются ответы, в которых указывается на переживание вины по поводу своей материальной несостоятельности, неуспеха.

На просьбу привести в пример случаи, когда возникало переживание стыда, откликнулось меньшее количество респондентов, т.е. ряд респондентов оставил данный вопрос без ответа. Отказ респондентов от ответов вполне объясним. Действительно, стыд представляет собой тяжелое болезненное переживание, и то, за что пришлось пережить стыд, хочется скрыть от окружающих, побыстрее забыть, но никак не выставлять на публичное рассмотрение.

Многие примеры ситуаций, по поводу которых испытывался стыд, оказались похожими на примеры, данные респондентами при описании ситуаций, связанных с виной. Так, указывалось, что стыд возникает, когда обижаешь человека, нагрубишь, устроишь скандал, невнимательно, неправильно ведешь себя в отношении матери, ребенка и других близких, наказываешь детей, невыполняешь даннных обещаний, отказываешь в помощи, обманываешь, злоупотребляешь алкоголем. Встречались и такие ответы, в которых говорилось о прямой связи стыда с виной, т.е. указывалось, что стыд возникает в случаях вины перед кем-то. В целом, полученные нами результаты показали, что отличия ситуаций стыда от ситуаций вины состоят в том, что:

во-первых, стыд скорее связан с ощущением выставленности на публичное обозрение, чем со своим личностным отношением, например:

-          из-за некрасивого поступка

-          когда на меня пристально смотрит человек, перед которым я провинился

-          когда в школе не знаешь предмета и получаешь «неуд» перед всем классом

-          когда кто-либо из значимых и уважаемых мною лиц узнавал обо мне что-то неприятное

-          когда сделаешь кому-то плохое, оскорбишь, а затем приходится обращаться

-          когда не хватило денег, чтобы расплатиться в кафе, то было стыдно перед девушкой

-          когда опаздываю на свидание к девушке, а она  меня знает с лучшей стороны

-          когда необходимо просить что-то для себя лично (повысить зарплату, отпустить в отпуск)

-          когда отказывают в смелой просьбе

здесь же выделяются переживания, связанные с телом, физическим Я, сексуальной сферой, котрые характерны именно для стыда, но не для вины:

-          если я плохо выгляжу на людях

-          видны неприличные места тела

-          в случае разговора об интимной жизни

-          в постели и д.р.

Некоторые осужденные сообщали о своем стыде во время суда, о стыде перед близкими за свою судимость.

во-вторых, стыд связан с ощущением своей некомпетентности в чем-то:

-          стыдно признаваться себе и близким в своих слабостях

-          когда тебе могут навредить и вредят, а ты вовремя не сообразил («выглядеть дураком всегда стыдно»)

-          когда некомпетентен в каком-то вопросе

-          в случае личного непрофессионализма

-          когда не оправдываешь ожиданий своих и близких

-          если уговоришь женщину на половой контакт, а эрекция  не возникает

и в-третьих, стыд может переживться не только по поводу себя, но и по поводу других, связанных со мной людей:

-          мне всегда было стыдно за других, а не за себя (а я как-будто к этому причастна)

-          стыд за близкого человека, который неприлично ведет себя в компании

-          шумное поведение ребенка в общественном месте

-          в случае, если случайно окажешься в центре скандала и слышишь очень интимные (безобразные подробности)

-          однажды зашел в душевую без стука

-          в детском садике мне было очень стыдно, когда мальчик првинился и его поставили на стол, сняв трусы

Известно, что опросники имеют ряд недостатков. Одним из главных недостатков опросников является то, что они позволяют респондентам скрыть субъективно нежелательную для презентации информацию. В связи с этим некоторые истинные данные об изучаемых явлениях остаются «за кадром» научной картины. Именно поэтому, а также потому, что, как указывалось выше, социальные представления несут в себе полностью, либо частично бессознательные элементы, два последних вопроса анкеты направлены на изучение глубинных личностных семантических полей изучаемых нами явлений.

В 7 вопросе респондентам предлагалось указать, с какими ассоциациями у них связаны понятия «вина» и «стыд», при этом анкеты по изучению первой и второй эмоции предлагались им с интервалом в несколько дней. Проведенный нами анализ ответов выявил широкое разнообразие  полученных ассоциаций.

Сначала рассмотрим особенности ассоциаций, возникших в сознании респондентов в ответ на слово «вина». Чаще всего вину ассоциировали со словами «стыд» и «обида». Оба эти слова возникли в ответ на искомое по 16 раз. Ниже представим последовательно, в порядке убывания частоты встречаемости, остальные ассоциации.

наказание –10 раз;

тревога –8 раз;

(страх, боль, печаль, тоска) – по 5 раз;

(горе, грех, угнетенность) – по 4 раза;

(прощение, ошибка, тюрьма, слезы, одиночество) – по 3 раза;

(дискомфорт, грусть, огорчение, горечь, разочарование, раскаяние, переживание, совесть, долг, проступок, больница, тяжелая) – по 2 раза.

Все остальные ассоциации встречались в ответах респондентов по одному разу. Представим их ниже, предварительно разбив на смысловые группы.

ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ: подавленность, озабоченность, уныние, внутренняя депрессия, душевный дисбаланс, неустойчивое состояние ума, расстройство, внутреннее беспокойство, беспокойство, волнение, боязнь потерять, внутренние переживания, чувство неловкости, униженность, оскорбленность, чувство неудобства перед кем-то, рассеянность, извинения, покаяние, желание уйти в самого себя, отчужденность, убегание, все валится из рук, не нахожу себе места, не любовь, злость, агрессия, гнев, ярость.

НЕГАТИВНЫЕ ОЦЕНКИ: в данной смысловой группе встречаются как оценки действий, в связи с которыми возникает переживание вины (плохо, нехорошо, неправильное поведение, плохие поступки, дурацкий, необдуманный, легкомысенный поступок, косяк, кривизна),  и оценки самой вины (отрицатеьное явление, неправильная, ненужная, обволакивающая, задыхающаяся).

ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОСТАТОЧНОСТИ: ни рыба ни мясо, незаметность, неправота, неполноценность, недостаток опыта, невезение, что-то недоделал, неучел, непочувствовал.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ: бремя. обуза, беда, грязь, омут, мразь, чернота, яма, наполненная темной водой, бездонная яма, кладбище.

ПОСТУПКИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВИНУ: ссора, ложь, обман, кража, курение, сквернословие, пьянство, драка, несправедливость.

ОБРАЗЫ: непогода, туча, серые облака, туман, плакучая ива, плачущий человек, обиженный человек, ребенок, маленький ребенок, балбес, Анна Каренина, собачка черного цвета с поджатым хвостом, уходящая боком от меня, жертва, душа, уголовный кодекс, колючая проволока, ремень,  семья, мама.

Анализ полученных от респондентов ассоциаций в ответ на слово «стыд» показал, что данное понятие наиболее часто связывается со словами «вина» – 13 ассоциаций и «обида» – 9 ассоциаций, к которым также следует добавить и такие, как: обидно, обидно за себя, обида на себя. Остальные ассоциации представим в порядке убывания частоты их встречаемости.

(неудобство, неловкость) – по 8 раз;

дискомфорт – 6 раз;

позор – 5 раз;

(смушение, боль, печаль, неприятность, переживания) – по 3 раза;

(угрызения совести, нехорошо, некрасиво) – по 2 раза.

Далее в виде смысловых групп представим ассоциации, которые были упомянуты респондентами один раз.

ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ: тревога, страх, внутреннее беспокойство, застенчивость, замешательство, растерянность, скованность, неловкое положение, готовность провалиться сквозь землю, чувство неуверенности, неуютно, неприятно, неопределенность, пустота, уныние, отвращение, неприятное воспоминание, гнев на себя, ощущение пропасти, уход от общения, суетящийся человек.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ: красные уши, красное лицо, покраснение лица, розовое лицо, горят щеки, дрожание голоса, привкус горечи, кислятины, сгорбленный человек, старик, сгорбившийся с палочкой и красными ушами.

ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОСТАТОЧНОСТИ: незаметность, неопытность, неумение, молодость, горячность.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ: плохо, глупо, плохой поступок, нехорошо поступил, недостойный поступок, неправота, что-то сделано неправильно; ненужный.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ: грязь, срам, беда, грех.

ОБРАЗЫ: камень, ночь, крик, скомканная бумага, проблемы, враги, Я, отношение перед собой, провинность, прощение, неприятные действия, мысли, поиск способа избавиться от этого (стыда).

Итак, изучение ассоциаций, связанных со словами вина и стыд, в очередной раз подтвердило похожесть, а главное взаимосвязь этих двух эмоций. Оказалось, что наиболее часто встечаемые ассоциации – это, во-первых, те, которые связывают данные эмоции, а во-вторых, те, которые связывают и вину, и стыд со словом «обида». Кроме этого, и в ответ на слово вина, и в ответ на слово стыд чаще всего возникали ассоциации, обозначающие те или иные эмоциональные переживания, а также ассоциации, представленные образами, среди которых немалую долю занимают отрицательные, и ассоциации, выражающие недостаточность и негативные оценки. Общими для двух эмоций оказались ассоциации, связанные с тревожностью (страх, тревога, внутреннее беспокойство), с тяжелыми отрицательными эмоциями (уныние, печаль, боль,), с ощущением неудобства (неловкость, неудобство, дискомфорт, незаметность), с отрицательными оценками (плохо, нехорошо, плохой поступок, неправильный поступок, ненужный(ая)), с отрицательными эмоциональными образами (грязь, беда), а также с неопытностью, уходом от общения. Интересно, что такие ассоциации как совесть, грех, прощение, логически связанные со словом «вина», были высказаны респондентами также  и в связи со словом «стыд». Это является очередным аргументом в пользу того, что в реальной жизни переживание стыда часто оказывается генерализованнвым с переживанием вины.

По результатам процесса ассоциирования рассмотрим особенности вины и стыда, в которых, в свою очередь, проявляются их различия. В отличие от реакций на слово «стыд», в ответ на слово «вина» респонденты предлагают ассоциации, называющие конкретные поступки, являющиеся нарушением веками складывающихся норм справедливого поведения. Несмотря на то, что обе эмоции ассоциируются с тяжелыми, отрицательными состояниями, именно для вины характерен целый спектр подобных ассоциаций: тоска, горе, грусть, горечь, слезы, подавленность, внутренняя депрессия, угнетенность, огорчение, озабоченность, униженность, оскорбленность, душевный дисбаланс, одиночество, разочарование. Ассоциации с погодными условиями, причем неприятного характера (непогода, туча, серые облака, туман) имели место только в связи с виной, но не стыдом. Между тем, погода является диагностическим символом настроения. Настроение, в отличие от эмоций, представляет собой сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве общего фона психической жизни индивида. Кроме того, ассоциации-образы, связанные с виной, указывают на состояние некой безысходности: омут, яма, наполненная темной водой, бездонная яма, чернота, бремя, обуза.

В отличие от вины стыд тесно связан с состояниями неловкости и неудоства (неуютно, неприятно, некрасиво, глупо, срам, позор, смущение, скованность, застенчивость, замешательство, чувство неуверенности, неопределенность, готовность провалиться сквозь землю, отвращение).  Кроме этого, среди ассоциаций на тему стыда выделяется подгруппа, характеризующая физические проявления.

Таким образом, вина представляется крайне тяжелой отрицательной эмоцией тормозного круга, неимеющей выраженных физических проявлений, однако в течение пролонгированного промежутка времени окрашивающая настроние в депрессивные скорбные тона. Стыд, скорее наборот, представляется острой, кратковременной, ситуативно актуализирующейся отрицательной эмоцией тормозного круга, субъективно переживаемой как состояние возбужденного сжатия. Следовательно, обращают на себя внимание такие характеристики данных двух эмоций как глубина – в случае вины и сила – в случае стыда.

Ответы респондентов на 8 вопрос показали, что в представлениях респондентов вина в первую очередь ассоциируется с черным цветом (60 ассоциаций), на втором месте оказался серый цвет (44 ассоциации) и на третьем – красный цвет (30 ассоциаций). Также имели место следующие цветовые ассоциации: фиолетовый (18),  синий и темно-синий (16), коричневый и желтый (по 12), оранжевый и темно-вишневый (по 3). Двенадцать респондентов, несумев идентифицировать вину с каким-либо конкретным цветом, обобщенно окрасили ее в темный тон. Некоторые цвета назывались лишь один раз, а именно:  болотный, грязно-фиолетово-серый, пепельно-свинцовый, зеленый, ядовито-зеленый, ядовито-желтый, бледно-желтый, бордовый, малиновый, ярко-оранжево-багряный, цвет темной венозной грови, цвет водки, «наркоты», невыразительный, тусклый, бесцветный, мрачный, нечистый.В представлениях респондентов стыд чаще всего окрашивался в красный цвет (48 ассоциаций), затем в черный (28 ассоциаций) и серый (23 ассоциации). Далее шли коричневый и желтый цвета (по 13 ассоциаций), после них – розовый (4 ассоциации). Восемь человек окрасили стыд в темный цвет. Остальные цвета (оранжевый, оранжево-красный, вишневый, бордовый, сиреневый, темно-синий, синий, голубой, зеленый, серо-голубой, серо-бурый, болотный, грязный) назывались по одному разу.

Выводы

Поскольку в задачи нашей статьи не входило изложение концептуального подхода к вине и стыду, а целью нашего исследования было изучение их реальных особенностей и проявлений  в жизни людей, то следует указать лишь на то, что вина  и стыд в своей оптимальной форме являются этическими чувствами, смысл и назначение которых состоит в приведении реального поведения человека в соответствие с его личными и общественными принципами и идеалами, что, в свою очередь, помогает устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. К сожалению, как показывает обращение к истории, не всегда апологеты даже самых высоких идей умели отстаивать их, не прибегая к низким средствам. Мы считаем, что подлинно научный анализ должен, в соответствии с декартовским принципом, нести в себе долю скепсиса, помогающего «отделить зерна от плевел». Понимание того, что происходит в действительности, опирающееся на осознание теневых сторон самых светлых явлений – идеалов и их «апологетов» – вины и стыда, позволит стать им более жизненными, т.е. выполняющими изначально заложенные в них этические функции.

В связи со сказанным выше, целью данной статьи является анализ результатов проведенного нами экспериментального исследования, который позволил бы, опираясь на полученные фактически данные, с максимальной степенью научности обрисовать не просто сферу идеального, а показать реальные проявления изучаемых нами феноменов в жизнедеятельности и общении людей.  Частными задачами нашего исследования выступили, во-первых, изучение того, оказывают ли влияние и какое именно переживания вины и стыда на общение и взаимодействие людей, и во-вторых, изучение психологических особенностей этих эмоций и их отличий друг от друга.

В соответствии с социальными представлениями респондентов вина и стыд взаимосвязаны и во многом похожи, но вместе с тем имеют и различия. Они считаются тяжелыми отрицательными эмоциями, при этом для стыда характерна выраженность силы переживания, а для вины – глубины переживания. Как показали результаты полученных нами ассоциаций, вина, будучи более тесно связанной с депрессивными состояниями угнетенности, подавленности, тоски, тем не менее не имеет выраженных физических проявлений и её переживание, будучи пролонгированным во времени, имеет как бы тлеющий (нечеткий) характер. Поэтому те состояния, которые человек в связи с виной длительное время способен испытывать, могут им как таковые не атрибутироваться самой вине. Стыд же является острой, актуализирующейся в конкретной ситуации и связанной в сознании с данной ситуацией, эмоцией, субъективно переживаемой как неприятное сжатие или «горение в огне».

Респонденты полагают, что чаще всего переживают вину перед своей совестью и перед близкими, особенно матерью, реже всего – перед постороними.  Изучение когнитивных составляющих вины и стыда показало, что в момент переживания этих эмоций, по мнению респондентов, их мысли направлены на осуждение своего поступка, необходимость разрешения ситуации. Отмечается нагруженность мыслей опасениями потери любви и уважения окружающих. Изучение эмоциональной компоненты показало, что вина и стыд, в соответствии с представлениями респондентов, в наибольшей степени связаны, во-первых, с внутренним беспокойством, а во–вторых, друг с другом. Избавление от вины предполагается произвести скорее с помощью вербальных средств, например беседы с обиженным, получения прощения, чем с помощью предметных действий, компенсирующих нанесенный ущерб. Ситуации, по поводу которых испытываются вина и стыд, в сознании респондентов оказались похожими. Однако тщательный анализ полученных нами результатов выявил между ними различия. Они состоят в том, что, во-первых, стыд скорее связывается с ощущением выставленности на публичное обозрение, а не со своим личностным отношением, во-вторых, стыд связывается с ощущением своей некомпетентности в чем-то, а вина – с осознанием нарушения принципов справедливости, и в-третьих, стыд иногда переживается человеком не только по поводу себя, но и по поводу других, связанных с ним людей.

Осужденные в меньшей мере, чем законопослушные, связывают вину и стыд с ощущением своей социальной, особенно семейной ответственности, своих обязательств перед детьми, родителями.

Представления о вине и стыде, как правило, оказываются недифференцированными. Такие эмоции как вина, стыд, внутреннее беспокойство или тревога, печаль, состояние растерянности в представлениях респондентов слиты в генерализованный единый комплекс отрицательных эмоций и часто переживаются одновременно.

Литература

  1. Бодалев А.А Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. – 64 с.
  2. Васильева О.С., Короткова Е.В. Комплексный подход к понятию “вина”. // Прикладная психология. – 2000. -№ 3. –  С. 22 –38.
  3. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сб. обзоров.М., 1989. – С. 11 – 44.
  4. Онучин А.Н. “Новая парадигма” в социальной психологии./Flogiston, 2000. http: www/rambler/psychology/ru.
  5. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений. Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 106 –112.
  6. O Connor L.E., Berry J.W., Weiss J., Bush M., Sampson H. Interpersonal Guilt: The Development of a New Measure. Journal of Clinical Psychology. – 1997. – N 1. – P. 72 – 83.

Войдите, чтобы оставить комментарий
  • Яндекс.Метрика