Развитие личности студента в процессе изучения психологических аспектов оздоровления

Е.В. Белинская

У кого есть здоровье,  есть

и  надежда, а у кого  есть

надежда   – есть все.

Арабская пословица


Здоровье – это главное условие полноценного и конструктивного развития не только отдельных индивидуумов, но и общества в целом. По мнению Р. Эмерсона /14/ здоровье является ресурсом, капиталом общества и каждого отдельного человека, в частности.

Здоровье позволяет человеку учиться, трудиться, заниматься спортом и жить долгие годы. Здоровье – это одна из основных человеческих ценностей, оно является условием для развития личности. А для того, чтобы личность гармонично развивалась и самореализовывалась, необходимо сознательное творческое отношение к своему здоровью. Недаром А. Шопенгауэр /14/ утверждал, что девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Человеческий дух способен на великие свершения. Мы взобрались на высочайшие вершины и исследовали глубины морей. Мы доставили человека на Луну и строим компьютеры, «думающие» в тысячи раз быстрее нас самих. Мы овладели великим и малым, кроме того, что нам ближе всего – своим здоровьем. Мы создали атомные бомбы, которыми можно многократно уничтожить мир, но мы все еще не научились его сохранять и продолжаем загрязнять окружающую среду.

Большинство из нас, особенно в молодом возрасте, практически никогда не расположено следить за своим здоровьем, а наши представления о болезнях, несмотря на все достижения науки, зачастую незначительно отличаются от примитивной веры в духов. Вирусы и бактерии воспринимаются в качестве злых духов, которые нападают на ничего не подозревающего и, естественно, ни в чем не повинного человека.

Ведущим и фактически единственным социальным институтом заботы о здоровье,  по прежнему, является медицина. Многие беспрекословно  верят медицине как социальному институту и перекладывают на него ответственность за жизненноважные решения. При этом еще тысячелетия назад Сократ говорил, что если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное  для его здоровья, чем он сам /14/. И сама медицина постепенно подошла к тому, что стратегия лечения человека тупикова, поскольку многие медикаментозные воздействия маскируют действие имеющегося нарушения, ослабляя функциональные резервы организма.

Достижения современной медицины состоят главным образом в том, что очень многим она в той или иной степени «ремонтирует» здоровье. Но, излечивая болезни и спасая умирающих, современная медицина недостаточно участвует в «капитальном строительстве» здоровья. Успехи медицины не приводят к улучшению, снижению количества больных.  В промышленно-развитых странах  значимость группы патологий (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные заболевания) в последние годы возросла на 75%. Эксперты ВОЗ считают, что количество больных сахарным диабетом будет удваиваться каждые 15 – 20 лет и т.п. Появился термин «лекарственная эпидемия». На Западе  экономические потери в связи с  развитием лекарственной патологии  составляет 3 млрд. долларов /4/.

Современный этап развития человечества привел к резкому изменению условий существования человека – развитию сложных технологий, предъявляющих большие требования к  состоянию здоровья человека. Это большое испытание для человека.  Снижение функциональных резервов организма, нарушение механизмов  саморегуляции, реактивности и резистентности, уменьшение количества и ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства – признаки отличающие нас от предков. Возникают эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, новые виды патологий, возвращаются старые (туберкулез, малярия и т.п.). Все чаще врачи сталкиваются с полисиндромными состояниями /4/. При этом каждый отдельный специалист старается поставить свой диагноз.

Наряду с этим в наше время наблюдается незнание основ здорового образа жизни, неумение адекватно реагировать на стрессовые ситуации, что во многом обуславливается снижением уровня культуры здоровья /3/. Многие люди наносят дополнительный ущерб своему здоровью, из-за безответственного отношения к нему, укорененности вредных привычек, разрушающих организм и психику (курение, алкоголизм, наркомания).

В настоящее время человечеству необходим кардинальный пересмотр собственных взглядов на здоровье. Именно поэтому здоровье изменяет свой статус в современном обществе. Оно начинает восприниматься  как явление социальное, как одна из общечеловеческих ценностей, причем приоритетная среди определяющих социально-экономическую политику государства /5/. Еще в конце прошлого столетия повышение уровня здоровья населения стало одним из приоритетных направлений развития современного российского общества. Так 23.07.1997 г. Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения было принято решение под названием “Психическое здоровье населения России как проблема национальной безопасности”. В 2006 году президентом РФ в качестве приоритетного национального проекта был принят  проект «Здоровье». Правительству реализация этого проекта представляется обоснованной не только с социальной точки зрения, но и в первую очередь экономической, позволяющей задать новый, более высокий уровень жизни населения в стране.

Современная  социокультурная и экономическая ситуация требует расширения представлений человека о себе, своем здоровье, своем месте в мире, т.е. развития личности каждого отдельного человека. Мы полагаем, что наилучшей возможностью реализовывать стратегию здоровьетворения на общественном и индивидуальном уровне является внедрение культуры здоровья в систему современного образования.

Необходимо переориентировать людей, а особенно молодое поколение, с отчужденного на творческое, активное и ответственное отношение к собственному здоровью /5/.  Культура здоровья предполагает обучение здоровью различных слоев населения, в первую очередь студенчества, являющегося строителем будущих социальных основ общества, в том числе общественного мировоззрения. Образование в сфере здоровья означает расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, просвещение относительно различных способов самооздоровления.

Культура здоровья, дисциплина, посвященная психологическим аспектам оздоровления и ста­вящая во гла­ву уг­ла осоз­на­ние лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти за жизнь, а в ча­ст­но­сти за здо­ро­вье сво­его те­ла, ду­ши и ду­ха, с 2007 года, в соответствии с приказом ректора ЮФУ В.Г. Захаревича, изучается студентами всех факультетов учебного заведения.

У человека имеется две способности: к болезни и к здоровью, т.е. можно воздействовать на болезнь, а можно мобилизовать способность к здоровью /3/. Стратегической целью курса «Культура здоровья» является раскрытие способности быть здоровыми, т.е. формирование культуры здоровья студентов, которая реализуется, в частности, через расширение  представлений о здоровье и здоровом образе  жизни. Данный курс призван способствовать формированию ответственности студентов, сознательному творческому  отношению к  жизни, своему здоровью,  пониманию составляющих здорового образа жизни, осознанию критериев  и факторов физического, психического, социального и духовного здоровья. Мы полагаем, что без понимания интегративной сути всех составляющих здоровья, освоения навыков совершенствования невозможна активная творческая жизнедеятельность. Мы считаем, что в конечном итоге данный курс призван способствовать развитию личности студентов.

Культура здоровья или п­си­хо­ло­гия здоровья пред­по­ла­га­ет­ це­ле­уст­рем­лен­ную по­сле­до­ва­тель­ную ра­бо­ту по воз­вра­ще­нию че­ло­ве­ка к са­мо­му се­бе, ос­вое­нию че­ло­ве­ком сво­его те­ла, ду­ши, ду­ха, ра­зу­ма, раз­ви­тию “внут­рен­не­го на­блю­да­те­ля” (уме­ние слы­шать, ви­деть, чув­ст­во­вать и по­ни­мать се­бя).

Основными  целями и задачами курса являются формирование валеоустановки (положительной мотивации на здоровый образ жизни) личности  как базы  здоровья специалиста; развитие активного, ответственного отношения  к личному  здоровью на основе знаний о закономерностях его совершенствования; развитие элементарных  практических навыков диагностики индивидуального уровня здоровья и составления личных программ оздоровления; освоение различных оздоровительных систем и практик /5/.

Достижение вышеназванных целей возможно путем целенаправленной планомерной учебно-методической работы по расширению представлений о физическом, психическом, социальном, духовном здоровье и здоровом образе жизни, о критериях здоровья и факторах, на него влияющих, о методах диагностики и развития здоровья.

Обучение культуре здоровья необходимо начинать со знакомства с понятием “здоровье”. В процессе преподавания культуры здоровья на экономическом факультете прежде чем совместно со студентами проработать данное понятие мы решили исследовать, как они сами его понимают.  Поскольку здоровье является интегральной характеристикой личности, мы предложили  студентам проранжировать варианты ответа  на вопрос «Что такое здоровье?» по степени предпочтительности. Варианты ответов были следующими: здоровье – это отсутствие  болезней; физическое благополучие; реализация физических возможностей (физическое самосовершенствование); реализация физических притязаний (достижения в спорте и других сферах физической активности); социальная стабильность и благополучие; реализация социальных возможностей (семья, уважение, стабильное положение в обществе); реализация социальных притязаний (достижения, успех, признание); душевное благополучие, гармония; духовность, духовное развитие человека; полная реализация возможностей.

Изучение ответов 413 студентов экономического факультета показало, что в представлении подавляющего большинства из них (79%)  здоровье понимается, прежде всего, как отсутствие болезней. Второе место большинством студентов было присвоено такому определению как «здоровье – это физическое благополучие». Таким образом, преобладающее большинство молодых людей обозначают здоровье через негативные термины, их определение существенно ограниченно рамками физиологии и нивелирует остальные его грани (психологическую, социальную и духовную). То есть для будущих экономистов традиционно первичной и естественной является болезнь. Между тем здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая и духовная гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, с природой и с самим собой /3/. Следовательно, полученный нами результат подтверждает необходимость изучения дисциплины «культура здоровья» студенчеством, в частности студентами экономического факультета.

В подтверждение важности изучения науки о здоровье будущими экономистами свидетельствует и тот факт, что здоровье населения в государственном управлении признано проблемой государственной безопасности. Устами философов здоровье также признается важнейшим благом и капиталом . Так, А. Шопенгауэр утверждал, что здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля, а Р. Эмерсон указывал, что первое богатство – это здоровье /14/.

Цивилизованный мир настолько специализирован, что имеет место тенденция доверять  ведение своих дел и разрешение своих сложных проблем специалистам: адвокатам, финансистам, нотариусам, различным агентам. Эта тенденция касается и самого основного – здоровья. В час болезни человек обращается к врачу, что вполне естественно, ведь, как оказалось, не только более консервативные пожилые люди, но и молодежь воспринимает здоровье как отсутствие болезней.  Даже самая прогрессивная часть населения в вопросах своего здоровья остается крайне пассивной, т.е. подобной объектам, которые отдаются во власть других людей. Однако когда речь идет о здоровье и о жизни, т.е. о самом сокровенном и важном, человек должен быть активным и действовать сам, помогая врачу, а не быть марионеткой в руках специалиста. Не зря И. Мюллер говорил, что «человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить своих инструментов» /14/. Но активность в сфере здоровья непременно требует знаний. Получением знаний о здоровье студенты и занимаются в течение курса «культура здоровья».

После первичного знакомства с представлениями студентов о понятии «здоровье» мы, опираясь на полученные результаты, перешли к детальной проработке изучаемого понятия.

Вначале для студентов делается экскурс в историю, чтобы предоставить им возможность познакомиться с древнерусскими представлениями о здоровье, затем, мы переходим к научному пониманию здоровья, прежде всего к исследованию современных подходов к здоровью.

Осветив ряд определений здоровья, за которыми стоят конкретные основания и подходы, мы подводим  студентов к пониманию здоровья как  универсального феномена, проявляющегося в физическом, психологическом, социальном и духовном благополучии человека, единстве организма, саморегуляции, гармоническом взаимодействии всех органов, а также в доброжелательных отношениях с людьми, с природой и с самим собой.

Расширив представления студентов о здоровье, мы логично переходим к столь важному для развития их личности знакомству с валеологическим пониманием болезней.

То, что человек обычно замечает в болезни, – это не сама болезнь, а только ее симптом, ее телесное выражение. Поэтому наша задача – показать студентам, что сама «болезнь» в большой степени является дисгармонией в сознании человека, признаком его выпадения из естественного порядка, нарушением всей его целостности, а не только телесных отправлений. И, естественно, она одновременно является предупреждением о необходимости покинуть прежний путь и восстановить гармонию в сознании.

Согласно немедицинскому (валеологическому) взгляду  симптомы болезней являются языком, на котором с нами говорит жизнь. Каждая болезнь – призыв жизни к нам, задача, которую предстоит решить, чтобы изменить направленность наших мыслей и расширить рамки нашего знания /11/.

Причина симптома всегда в сознании, мыслях. При этом «пусковой механизм» болезни – это бактерии, вирусы, наследственность, несчастный случай, другой человек или «случайность».

Мы хотим донести до сознания студенческой молодежи понимание того, что  болезнь имеет глубинный смысл. Он заключается в постижении того, к чему нас, если потребуется, вынуждает болезнь. Она требует прислушаться к внутреннему голосу разума, изменить, пока не поздно, образ жизни. Важно, чтобы студенты осознали, что истинное лечение должно, следовательно, состоять не в стремлении устранить симптомы, но в познании и восстановлении нарушенной гармонии.

Болезнь способствует нашему созреванию. Она – видимый признак отсутствия целостности. Пока мы ее не достигнем, нам нужна болезнь как предупреждение. До того как мы заболеем телесно, мы, стало быть, уже больны в гораздо более глубоком смысле, а то, что мы называем болезнью – на самом деле попытка организма восстановить гармонию. То, что принято называть болезнью, на самом деле не настоящая болезнь, а в глубинном смысле этого слова информация организма о том, что что-то неладно /11/.

В ходе изучения курса «культура здоровья» мы показываем студентам, что тело – удивительный посланец жизни. Оно постоянно говорит с нами. Все, что переживает душа, тело делает видимым. Тело само по себе не может заболеть, оно – лишь проекция сознания. Оно – лишь экран, который сам картин не показывает.

Если находиться в истинном сознании, тело не может заболеть, так как возникают только здоровые, совершенные картины. Тело сигнализирует при помощи болезни: «Ты не тот, кто ты есть в действительности», «Прежде всего тебе недостает любви к самому себе, к своему истинному «Я». Болезни могут стать нашими друзьями и помощниками в нахождении нас самих и в переходе к жизни в сознании нашего истинного «Я» /11/.

Истинная причина болезни и страдания – это всегда мысль, соответственно мысль ложная. Поэтому мы призываем студентов в случае болезни понять, познать ошибочность своих мыслей и отношений.

Мы убеждены, что лечить человека – не значит возвращать его в прежне состояние, ведь из него и произошла болезнь. Лечить -  значит расширять знания человека о себе и мире и вступать на новый жизненный путь. Мы думаем, что пока человек не усвоит это, ему нужна будет болезнь.

Вслед за изучением валеологических подходов к здоровью и болезни в соответствии с программой курса мы переходим к последовательному изучению всех составляющих или уровней здоровья: физического, психического, социального и духовного.

При освещении каждой из составляющих здоровья внимание уделяется факторам или критериям здоровья, методам его измерения, способам воздействия, коррекции здоровья.

Что касается физического здоровья, то основными факторами, влияющими на данную составляющую здоровья, являются: сон, система питания, физических нагрузок, культура дыхания, закаливание, гигиенические процедуры, рациональная организация труда и отдыха, преодоление вредных привычек, сексуальная культура и т.д.

В ходе изучения «Культуры здоровья» мы знакомим студентов с информацией о каждом из факторов физического здоровья, при этом освещаются способы воздействия на те или иные факторы.

Основными методами измерения физического здоровья являются: самонаблюдение, измерение пульса, количества дыхательных движений в минуту, длительности контрольной и волевой дыхательной паузы, а также измерение показателей физического развития и уровня тренированности.

В процессе изучения курса студентам предлагалось использование следующих методов измерения физического здоровья:

1. индекс здоровья   = (частота сердечных сокращений * частота дыхания) / максимальная задержка дыхания на выдохе.

Критерии:

1-10 – идеальное здоровье;

10-80 – нормальное здоровье;

2. подъем на 6 этаж за 2 минуты;

3. проба Мартине – 20 глубоких приседаний за 30 секунд, выбрасывая руки вперед.

Данные три метода предназначены для измерения показателей физического развития и уровня тренированности.

4. индекс телесной массы   = масса (кг)/рост (м)

Индекс телесной массы оценивает степень оптимальности массы тела и риск развития некоторых заболеваний.

5. Индекс Руфье = (6*(P1+P2+P3)-200)/10

где P1 – число сердечных сокращений за десять секунд в спокойном состоянии (фон); P2 – число сердечных сокращений за первые 10 с после выполнения пробы Мартине; P3 – число сердечных сокращений за последние 10 с минуты после выполнения пробы мартине (через 50 с после выполнения пробы).

Индекс Руфье оценивает реактивные свойства сердечно-сосудистой системы, т.е. адаптивные свойства системы кровообращения к потребностям организма (выполняемой работе) и условиям внешней среды.

Критерии:

<=0.1-5 – отлично;

5,1-10 – хорошо;

10,1-15 – удовлетворительно;

>=15,1-20 – неудовлетворительно.

В процессе изучения курса «Культура здоровья» мы знакомим студентов с показателями психологического здоровья, разработанными в рамках психологии здоровья.  К таким показателям относятся особенности эмоциональной сферы, в частности, эмоциональная устойчивость (самообладание), толерантность к стрессовым факторам, умение справляться с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.), преобладающее эмоциональное состояние человека, свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия, уравновешенность в отношениях с другими людьми.

Помимо особенностей эмоциональной сферы важны волевые характеристики личности. Среди них – способность человека контролировать свое психическое состояние, мышление и поведение; устойчивость к психогенным воздействиям; способность самоуправления, в частности умение преодолевать жизненный стресс; способность к целеполаганию и планированию собственной деятельности.

К факторам психологического здоровья относятся показатели ментальной сферы, наши представления, установки, мысли, как чело­век воспринимает окружающие события, какова его реак­ция на них.

Конечно же, важнейшими критериями психологического здоровья считаются  лич­но­стные качества, присущие человеку, например, особенности характера, самосознания, самооценки, ценностно-мотивационной сферы. Кроме того, в качестве фактора психического здоровья следует назвать систему отношений человека, например, позитивное отношение к себе и другим людям.

Особое значение придается таким критериям психического здоровья личности как степень ее интегрированности, гармоничности, консолидации, уравновешенности, а также составляющим ее направленности, под которыми понимаются духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость и др.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности. Естественность, конгруэнтность, оптимизм, ответственность и целый ряд других личностных качеств тоже являются показателями пси­хического здоровья.

В соответствии с программой курса мы знакомим студентов со способами исследования психологического здоровья и методами воздействия на него. Методами измерения уровня психического здоро­вья могут служить различные психологические тесты, которые определяют особенности эмоционально-волевой и познавательной сферы и личностные черты человека, например, такие методики как тесты Розенц­вейга, Кеттела, MMPI и т.п., а также различные проективные тесты. Кроме тестов, безусловно, можно использовать метод наблюдения, в ча­стности, самонаблюдение, или интервью.

К средствам психологического воздействия на психическое здоро­вье можно отнести работу по повышению эмоциональной устой­чивости человека, например, тренинг саморегуляции, различные виды аутогенной тренировки, образно-волевые настрои, медитации, кроме этого, коррекцию представлений, уста­новок человека,  развитие волевой сферы, а также работу со стратегиями от­ношений с другими людьми. Всё это может проходить как в индивидуальной так и групповой форме психоло­гического консуль­тирования, психокоррекционной и психотерапевтиче­ской работы.

Важнейшей составляющей интегрального здоровья является социальное здоровье личности. Поэтому вниманию студентов, в соответствии с программой курса, предлагаются его критерии, методы измерения и средства психологического воздей­ствия  на уровень социального здоровья. К важнейшим критериям или показателям  социального здоровья относятся социальная адаптация; соответствие социального и личного самоопределения; успешность профессиональной деятельности; удовлетворенность ею и своим социальным статусом; соотношение уровня притязаний и социальных достижений (успешности личности); уровень социальной зрелости; наличие гармоничных семейных отношений и других партнерских отношений.

В качестве методов измерения социального здоровья можно ис­пользо­вать различные тесты, опросники на удовлетворенность про­фес­сией, профессиональным статусом, семейными отношениями, опросник Т. Лири, тест Розенцвейга на фрустрационную толерантность, методику Гилфорда, измеряющую социальный интеллект, а также метод самооценки и метод экспертных оценок. Кроме этого, можно использовать такой метод определения по­зиции в группе как социометрия.

Средствами психологического воздей­ствия  на уровень социального здоровья являются профессио­нальное консультиро­вание, и профотбор, брачно-семейное консуль­тирование, а также различные тренинги по отработке профессиональных навыков, по повы­шению эффективности профессиональной деятельности, а также разви­тию творческих усилий по повышению эффективности своей жизни, в частности, семейных отношений и т. п.

Кроме социального здоровья важнейшей составляющей здоровья личности является духовное здоровье. Большинством людей, в том числе молодежью, эта составляющая в наименьшей мере осознается в качестве неотъемлемой составляющей интегрального здоровья.

Критериями духовного здоровья являются: осмысленность и наполненность бытия; осознанное, ответственное, творческое отношение к своей жизни; понимание своего пути и предназначения, способность делать правильный выбор; вера и религиозные переживания; видение перспективы, оптимистичный взгляд в будущее; гармоничность отношений с собой и с окружающим миром; стремление к самоактуализации; приоритет духовных потребностей и ценностей; единение с природой; достижение оптимального баланса между «сиюминутным» и «вечным», индивидуальным и коллективным, материальным и духовным; способность к высшим переживаниям.

В процессе работы со студентами одной из наших задач было познакомить студентов со значением и сущностью каждого из обозначенных факторов духовного здоровья.

Несмотря на то, что духовное здоровье очень трудно формализовать и измерить, мы сумели подготовить некоторое количество специальных тестов, позволяющих измерить различные грани духовного здоровья, и познакомили с ними студентов. Среди них тест, определяющий уровень самоактуализации человека, тест УСК, измеряющий уровень интернальности – экстернально­сти лич­ности, тест смысложизненных ориентаций Леонтьева, тест Ро­кича, вы­являющий иерархию ценностей, тест Джозе Стивенсона, определяющий уровень развития сознания и духовную зрелость  личности. Помимо специальных тестовых методик для определения духовного здоровья личности можно использовать анализ продуктов творчества.

Основным средством психологического воздействия на духовное здоровье являются: повышение степени осознанности бытия человека; нравственное воспитание, формирующее потребность че­ловека следовать этическим принципам;  психолого-педагогическое просвещение; создание условий для творчества;  выстраивание иерархии ценностей с преобладанием бы­тийных ценностей
(творчество, любовь, по­знание, альтруизм); самопознание, самосовершенствование, борьба с негативными эмо­циями и мыслями, деструктивными тенденциями, ленью, апатией, нетерпимостью; приобщение к каким-либо духовным традициям (религия, йога, философия),  использование духовных практик (молитва, медитация).

Вместе с тем нашей основной задачей было донести до сознания молодежи, что нельзя стремиться к духовному со­вершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, че­рез совершенствование своего тела, своих отношений, своих человече­ских качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценно­стей и смыслов.

После окончания теоретического курса дисциплины «Культура здоровья» со студентами проводились практические занятия, в процессе которых они составляли индивидуальную программу оздоровления (ИПО).

Индивидуальная программа оздоровления – распространенная современная технология, аналогичная подходу WELLNESS в американской практике работы с персоналом организаций. При работе над собственной ИПО студенты получают опыт творческой, а не репродуктивной (как это обычно бывает при составлении рефератов) работы над материалом курса /8/.

Итогом изучения теоретического курса «Культуры здоровья» и участия в практических занятиях должно стать создание законченной индивидуальной программы оздоровления, включающей в себя четыре этапа. Первый этап – вводный, в котором студенты, поработав с литературными источниками, освещают особенности валеологических способов формирования и развития здоровья.

Второй этап работы над программой является оценочным. В процессе работы над ним студенты делают анализ собственного текущего состояния здоровья, используя немедицинские способы оценки.  Анализ осуществляется по четырем составляющим здоровья: физической, психологической, социальной и духовной /9/. Поскольку показатели состояния здоровья традиционно подразделяются на субъективные и объективные, то студентам предлагается дать субъективную и объективную оценку каждой составляющей своего здоровья. Субъективная оценка собственного здоровья (самооценка) делается студентами на основе тех критериев (факторов) каждой из составляющих интегрального здоровья, которые были подробно изложены нами в процессе лекционного курса. Для того, чтобы студенты смогли дать объективную оценку своему здоровью, наряду с изложением специальных расчетных формул (для объективной оценки физического здоровья), на практических занятиях студентам предлагались специальные раздаточные материалы, содержащие подобранные нами тестовые методики и интерпретацию полученных результатов. Данные тестовые методики соответственно предназначены для исследования психологического, социального и духовного здоровья. Интерпретация результатов, которые могли быть получены студентами в ходе работы с тестами, предлагались им как в печатном виде, так и на электронных носителях.

В качестве методик, способных помочь студентам сделать объективную оценку своего психического здоровья, нами были отобраны четыре опросника:

шкала психологического стресса или тест для оценки нервно-психического напряжения /2/. Целью данного теста является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим и эмоциональным признакам. Первоначально методика была разработана во Франции, и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии.

  • тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана по исследованию волевой саморегуляции /7/. Целью данного теста является определение меры овладения собственным поведением в различных ситуациях, способности сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Данный тест позволяет оценить уровень развития волевой саморегуляции в целом, а также такие характеристики как настойчивость и самообладание.
  • тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» /2/. Автором методики является С.А. Будасси. Методика дифференцирует самооценку на 4 типа: заниженную, адекватную, завышенную по невротическому типу, завышенную;
  • тест Леонгарда-Шмишека, предназначенный для изучения акцентуаций характера /6/. Данный опросник является не только реализацией типологического подхода к изучению личности (исследование основных черт характера и их выраженности), но и позволяет исследовать особенности эмоциональной сферы испытуемого, а именно глубину его эмоциональной жизни, повышенную тревожность, склонность к перепадам настроения, силу и выраженность эмоционального реагирования.
  • Данные четыре теста позволяют объективно оценить основные характеристики психологического здоровья: эмоционально-волевую сферу, характерологические особенности личности, уровень стресса или нервно-психологического напряжения, особенности самосознания, в частности самооценку. Таким образом, студентам была предоставлена возможность с помощью объективных методов исследовать особенности своего психологического здоровья.

    Полная объективная оценка социального здоровья потребовала бы от студентов немалых временных ресурсов, а также значительных усилий. Поэтому для исследования социального здоровья нами были выбраны две методики, которые выявляют наиболее значимые, по нашему мнению, параметры социального здоровья, которые также влияют и на ряд неохваченных исследованием показателей:

    1. тест по диагностике социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда /12/. Данный опросник предназначен не только для оценки социальной адаптированности-дезадаптированности  как таковой, но и ряда факторов, определяющих способность к социальной адаптации (принятия либо неприятия себя, а также других людей, уровня эмоционального комфорта, степени интернальности (ответственности за свою жизнь), особенностей взаимодействия, например склонности к доминированию либо ведомости, тенденции к эскапизму).

    2. опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса /13/, позволяющий определить тип родительской семьи испытуемого. Помимо конструктивного и деструктивного типов семьи в тесте представлен смешанный (пограничный) тип семьи. Опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса был адаптирован нами к целям преподаваемого курса. Данный тест был выбран как актуальный, поскольку тот тип семьи, из которого вышел человек, впоследствии, как правило, способствует созданию  семьи подобного типа. Следовательно, данный опросник позволяет студентам спрогнозировать вероятный тип их будущей семьи и, в случае неудовлетворенности результатом, принять своевременные коррекционные меры.

    Для изучения духовного здоровья мы предложили студентам также две наиболее интересные и показательные, на наш взгляд, методики:

    тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева /2/. Данный тест предназначен для исследования степени осмысленности жизни, умения ставить жизненные цели, удовлетворенности самореализацией, степени ответственности за свою жизнь и степень ее управляемости;

    2.тест Джозе Стивенсона /10/, предназначенный для определения уровня зрелости сознания и самосознания, который был сокращен нами и адаптирован к русской ментальности. Духовная зрелость в данном тесте оценивается в связи с манерой поведения человека, которая соответствует духовному возрасту или уровню развития его сознания и самосознания.   Поведение человека не всегда соответствует его возрасту. Духовный уровень некоторых взрослых людей соответствует уровню юноши, подростка или даже младенца. В развитии своего сознания и самосознания они остановились на более низком уровне, чем того требует их возраст.

    Субъективный и объективный анализ своего личного здоровья, проделанный студентами на основе полученных в процессе лекционного и практического курса  материалов, позволяет выявить наиболее слабые, неблагополучные сферы своего интегрального здоровья. Таким образом, в завершении оценочного этапа студенты делают выводы, в которых отражают особенности обнаруженных ими слабых звеньев своего физического, психологического, социального и духовного здоровья.

    Завершив оценочный этап работы, студенты переходят к третьему этапу, в ходе которого разрабатывается собственно программа оздоровления. Переход к этому этапу невозможен без качественной работы на втором этапе, поскольку программа оздоровления делает акценты на тех неблагополучных гранях личного здоровья обучающихся, которые удалось выявить в процессе осмысленной диагностической работы.

    В соответствии с назначением, целями и задачами курса индивидуальная программа оздоровления, также как предварительный оценочный этап, основывается на валеологических (немедицинских), психологических методах работы и ориентирована на формирование здоровья посредством развития личности студентов.

    Валеология – теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья  индивида  с использованием нефармакологических технологий. Валеология обращается к ресурсам самого организма, предполагает не просто снятие симптомов, а восстановление внутреннего равновесия. При этом человек перестает быть объектом контроля, а начинает сам управлять своим самочувствием. Одна из ведущих целей валеологии в образовании – «не лечить, а учить быть здоровым» /1/.Этот девиз выступил и девизом нашего курса.

    Структура индивидуальной программы оздоровления  была позаимствована нами из опыта преподавания культуры здоровья Л.Р. Правдиной /8/. Данная программа последовательно включает в себя ряд пунктов: постановку целей; технологии оздоровления, соответствующие поставленным целям; способы отслеживания текущих результатов и виды поощрения за их достижение.

    Над программой индивидуального оздоровления студенты работают самостоятельно, используя информацию и раздаточные материалы, полученные в ходе изучения курса «Культура здоровья», специальную литературу, а также прибегая к консультациям и опираясь на обратную связь от преподавателя относительно проделанной ими работы.

    После подготовки ИПО студенты переходят к четвертому, заключительному этапу программы. На этом этапе они делают выводы о личной программе оздоровления, в том числе дают отзывы об эффективности работы над ней, о собственных переживаниях, чувствах в процессе проделанной работы.

    Первый год преподавания курса «Культура здоровья» студентам экономического факультета ЮФУ показал необходимость и актуальность такой работы, поскольку ориентирован на развитие личности студента в ходе расширения и углубления представлений о здоровье, которые традиционно ограничены физическим уровнем, а также – на изучение психологических  методов оздоровления. В результате изучения курса немалая часть студентов подготовила  содержательные, осмысленные работы, которые смогут служить им перспективным планом формирования и поддержания здоровья и одновременно с этим развития собственной личности. Студенты, подошедшие с интересом к программе оздоровления и приложившие необходимые усилия для ее создания, получили неоценимый, уникальный опыт самоосознания и целеполагания. В заключительной части эти студенты сообщили об удовлетворенности проделанной работой, ее эффективности и безусловной необходимости для молодого поколения россиян.

    Вместе с тем, конечно же, опыт первого года преподавания дисциплины, завершающийся подготовкой индивидуальных программ оздоровления, не был простым. Как  любая работа, ориентированная на стимулирование развития личности других людей, он традиционно вызвал у ряда студентов некоторое сопротивление. В психической жизни человека сопротивление является закономерным. Оно отражает работу закона гомеостаза, направленного на поддержание существующего положения вещей и защищающего от всего нового, нетрадиционного. Проблемные зоны нашей психики и личности защищают себя, стремясь к самосохранению.

    Курс «Культура здоровья» является новым, уникальным, ни на что не похожим (в силу своей творческой направленности) опытом получения знаний. Это, а также то, что он ориентирован на развитие личности, сознания и самосознания студентов, вызвало у ряда студентов сопротивление и даже негодование, закономерное для всего нового и стимулирующего. Эти студенты предпочли бы репродуктивный опыт работы и контроля знаний, такой как написание рефератов или сдачу зачета, позволяющий избежать собственного размышления.

    Мы полагаем, что опыт преподавания дисциплины «Культура здоровья» и в заключение подготовка студентами индивидуальных программ оздоровления  оказался особенно полезным в плане развития личности тем студентам, которые подошли к работе с интересом и увлеченностью. Нам же этот опыт позволил осознать, каким образом в будущем можно усовершенствовать преподавание данного курса.

    В заключение мы хотим привести выдержки из отзывов некоторых студентов о дисциплине в целом и о создании ими индивидуальной программы оздоровления.

    «Узнав, что на третьем курсе есть предмет «Культура здоровья», я, как и большинство студентов, усмехнулся. Зачем он нужен? Это же несерьезно! Я студент экономического факультета, будущий специалист по проблемам мировой экономики, международных экономических отношений, должен тратить время на улучшение культуры здоровья? Но, побывав уже на первой лекции, услышав предмет и цель данного курса, я стал осознавать, насколько важен и необходим такой предмет не только для расширения своего кругозора, но и в формировании, становлении личности, понимании большинства уровней собственного здоровья. А узнав о необходимости выполнения собственной программы оздоровления, я был очень обрадован, ведь теперь появилась возможность поделиться собственным опытом, рассказать о своих маленьких успехах в технологии оздоровления.

    Считаю, что даже при достаточно хорошем состоянии здоровья нельзя лишь довольствоваться текущими результатами. Необходимо постоянно совершенствовать свой организм, его возможности, выходить на новые уровни развития. Только в таком случае формирование личности будет проходить наиболее эффективно и успешно»;

    «Вначале, когда мне дали задание подготовить индивидуальную программу оздоровления, я подумала, что это мне совсем не нужно, что по большей части я и так здорова… и поэтому для меня никакой новой информации эта программа не принесет.

    Но после того как я приступила к изучению состояния своего организма, я поняла, что мое понимание здоровья очень узкое, которое предполагает лишь отсутствие физического недомогания…По мере того как я разрабатывала свою собственную программу оздоровления, то есть изучала материал, проходила тестирование, я поняла, что не все так гладко…Сейчас, зная свои слабые стороны, и как с ними бороться, я могу не только повысить продуктивность своей работы, но при этом еще и чувствовать себя прекрасно.

    Поэтому все-таки хорошо, что нам был зачитан курс, а то без него, наверно, «руки бы не дошли» самостоятельно заняться коррекцией своего здоровья, которое нужно, прежде всего, только нам»;

    «Проведенную работу считаю не только действительно полезной, но и необходимой для каждого человека, стремящегося активно действовать и стать личностью в полном смысле этого слова. Программа оздоровления воспитывает ответственное отношение к себе и позволяет воспринять  валеологический подход к своему здоровью»;

    «Данная работа по-другому помогла взглянуть на себя и на жизнь…Во время ее составления я задумалась над тем, что над собой надо работать вне зависимости от внешних обстоятельств и привычек…Это творческое задание привнесло новые краски в познание жизни. Я заинтересовалась такими аспектами личности как зрелость самосознания. Мне кажется, что данный вопрос в глубине души интересует каждого человека»;

    «На мой взгляд ИПО очень полезна для каждого человека, с ее помощью можно добиться потрясающих результатов во всех сферах здоровья, не только в физической, но и в социальной, духовной, психической. Если бы каждый человек оценил с помощью программы свое здоровье и стремился к его улучшению, то российская нация могла бы быть более здоровой, во всех смыслах.

    Разрабатывая программу оздоровления я узнала много интересного о своем организме и самосознании»;

    «В целом можно сказать, что работа была интересной и нестандартной, впервые делаю что-то подобное. Она помогла мне раскрыть глаза на определенные проблемы по каждому из аспектов здоровья.

    Нельзя не отметить, что программа не включает в себя невыполнимого и довольно проста для любого человека, независимо от возраста, социального положения, степени занятости»;

    «С каждым шагом, по мере выполнения мною работы, я осознавал всю необходимость этой программы. Я научился находить взаимосвязи между здоровьем и моими действиями. Хочу выразить Вам благодарность за возможность проверить себя с помощью тестов.

    Я рад, что эта работа была проделана, она многому меня научила. Я лучше стал себя понимать»;

    «Составление программы считаю по-настоящему интересным и занимательным делом…

    Программу можно считать эффективной и полезной, так как результатом всей работы стало составление плана дальнейшего самосовершенствования. Я считаю, что такая программа необходима для людей всех возрастов»;

    «На мой взгляд, данная работа очень полезна и эффективна, особенно в нашем возрасте. В такое время мы редко задумываемся о своем здоровье, не заботимся о нем, отсюда и различные заболевания в более старшем возрасте. Именно сейчас стоит задуматься, оценить свое здоровье и как можно скорее  принять меры по его улучшению»;

    «Подводя итог написанию данной работы, я хотела бы сказать, что получила настоящее удовольствие в процессе анализа текущего состояния своего организма и разработки программы индивидуального оздоровления.

    Раньше я вообще не задумывалась о психологическом, социальном и духовном здоровье, относила к общему здоровью лишь физическую составляющую.

    Программа научила меня более ответственно относиться к себе, своему здоровью, уже в первые дни ее написания я стала обращать внимания на то, что я ем, сколько я сплю, как общаюсь с окружающими меня людьми, как провожу свое свободное время, какие книги читаю и т.д.»;

    «Благодаря данной работе  я приобрела огромный опыт познания и изучения самой себя, а также всех аспектов моего здоровья. Эта работа мне очень понравилась, была для меня интересной, важной, полезной и необходимой. Я думаю, что соблюдение рекомендаций ИПО поможет мне в будущем сохранить состояние своего здоровья на достигнутом уровне и улучшить его»;

    «Данная программа заставила меня глубоко задуматься над образом жизни, который я веду и над его последствиями, позволила узнать много нового интересного о себе.  Она разожгла во мне желание изменить свою жизнь к лучшему, стать здоровой и жизнерадостной, красивой и успешной.

    Я очень рада, что нам ввели такой предмет как «Культура здоровья». Он помог мне осмыслить мое поведение и сделать соответствующие выводы»;

    «Я полюбила этот предмет с первой лекции! Даже когда ездила домой на выходные рассказывала родителям, знакомым, родственникам как интересно, а главное полезно для нас самих же. Жаль, что начали преподавать только в связи с национальным проектом. Очень жаль, что курс лишь один семестр и на него отведено немного часов. Несправедливо, т.к. таких интереснейших и полезных предметов на нашем курсе очень-очень мало!!!».

    Приведенные выше, а также другие отзывы студентов показывают насколько увлекательными, полезными, развивающими могут стать изучение культуры здоровья и подготовка индивидуальной программы оздоровления, если подойти к этому процессу с вниманием, интересом и активностью. Данные отзывы вдохновляют нас на дальнейшую работу, ориентированную на развитие личности студента в процессе изучения  психологических аспектов оздоровления.

    ЛИТЕРАТУРА

    Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Уч. Пособие.  – Л.: Наука, 1987.

    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М, Словарь-справочник по психодиакностике. – Спб.: Питер, 1999.

    Васильева О.С. Валеопсихологический подход к здоровью. Психологический вестник РГУ. Выпуск 3, Ростов-на-Дону, 1999.

    Васильева О.С., Правдина Л.Р., Литвиненко С.Н. Книга о новой физкультуре. Ростов-на-Дону, ЦВВР, 2001.

    Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Культура здоровья. Программа внедрения оздоровительных технологий в систему высшего образования. Северо-Кавказский психологический вестник, Ростов-на-Дону, 2003.

    Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- Спб.: Питер, 2001.

    Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В.Практикум по общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Педагогика, 2003.

    Правдина Л.Р. Культура здоровья (валеология). Методическое пособие. – Ростов-на-Дону, РИС ЮРГУЭС, 2003.

    Практикум по валеологии для высших учебных заведений / под ред. Кураева Г.А. Ростов-на-Дону, ЦВВР, 2001.

    Стивенс Дж. Приручи своих драконов. – Спб: Питер Пресс, 1996.

    11.Теппервайн К. О чем хочет сказать твоя болезнь: язык симптомов. – М.: «Интерэксперт», 1996.

    12.   Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2002.

    13.   Юстицкис В.В., Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000.

    14.  Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей / Э.Борохов. – М.: АСТ, 2001.

    Сборник в саратове

    Войдите, чтобы оставить комментарий


    Полезная информация о практиках оздоровления


    О його-центрах в Ростове-на-Дону
  • Яндекс.Метрика