Отношения по типу «жертва-тиран» представляют собой одну из форм зависимо-созависимых отношений. Причем в созависимых парах роли могут меняться: тиран становиться жертвой и наоборот. Такие созависимые люди проявляют свою «любовь» через подчинение, порабощение, контроль и психологическое разрушение партнера.
Разные грани созависимости с художественным мастерством обрисованы в фильме «Горькая луна», снятом режиссером Романом Полански. Главное проявление созависимости, показанное в этом фильме – это союз тирана и жертвы. Сценарий к фильму был написан на основе романа известного французского писателя романиста, мастера тонкой, аналитической прозы, вскрывающей суть отношений между людьми, Паскаля Брюкнера.
Главные герои фильма – супружеской пара, в которой прослеживается мезальянс. Так, супруг – больной, частично парализованный пятидесятилетний американский писатель по имени Оскар, а супруга молодая красивая француженка по имени Мими. Во время морского круиза пара познакомилась с другой супружеской парой, англичанами Найджелом и Фионой, которые после семи лет брака путешествовали по миру, чтобы привнести новизну в свои отношения.
Оскар рассказывает Найджелу историю своих любовных садо-мазохистических отношений с Мими. Они познакомились в автобусе, когда Оскар оплатил проезд Мими. В тот период ему было в районе сорока лет, ей – около двадцати. Любовная связь пары была крайне страстной, но затем отношения стали охладевать, и союз стал скучным. Оскар искал новых ощущений и всячески пытался отделаться от Мими, а Мими напротив пыталась удержать его, желала быть его женой и во что бы то ни стало оставаться рядом с ним, несмотря на все унижения. Оскар устраивал домашние вечеринки, на которых публично выставлял Мими посмешищем, откровенно выражал презрение. Он заставил Мими сделать аборт, после которого молодая женщина стала бесплодной. Наконец Оскар обманом заставил её уехать в другую страну.
Прошло два года. Попав в аварию, Оскар лежал в больнице. Мими навестила его там. Желая отомстить, она столкнула его с кровати, пользуясь болезненным состоянием бывшего любовника. Полученная после падения травма и стала причиной паралича Оскара. Своей дальнейшей заботой и уходом за больным мужчиной Мими поставила его в положение полной зависимости, более сильной, чем некогда сама зависела от него. Мими продолжает мстить Оскару, став его сиделкой.
Как показывается в фильме, в таком союзе «жертва-тиран» происходит постоянная борьба за власть. Каждому из партнеров кажется, что он превосходит своего мужа или жену. Тот, кто играет роль тирана требует абсолютного подчинения, полагая, что может делать с другим все, что угодно. Тиран жестоко с помощью манипуляций разрушает личность партнера, а тот в качестве жертвы соглашается со своей участью. В таких парах возможно применение физического, психологического, сексуального насилия. Личность партнера разрушается, так как на ней вымещаются страдания, полученные ранее. Действительно, Мими настрадавшись в роли жертвы Оскара, не преминула воспользоваться возможностью выместить на нем все свои страдания и унижения. Она стала разрушать Оскара физически, психологически и сексуально, потому что ранее была разрушена им. Так, Мими, пользуясь скованностью в передвижении Оскара, совершает половой акт со своим чернокожим любовником в пределах слышимости Оскара. Почти каждый вечер Мими проводит на вечеринках, в ночных клубах и возвращается домой либо поздно ночью, либо уже под утро. Однажды Мими дарит Оскару на его день рождения пистолет, тем самым намекая, что ему пора застрелиться.
В созависимых отношениях тиран часто имеет власть в обществе и над жертвой. Часто он успешен в обществе, имеет вес и хорошую должность. Но иногда тиран может быть нереализованным в обществе, имея власть лишь в семье над своей жертвой, которую исключительно использует в своих целях. При этом жертва потакает тирану, во всем слушается его, демонстрирует свою покорность и привязанность. Она укрепляет эго тирана, его самомнение о своем величии, значимости, умении подчинять других.
Действительно, вначале Оскар, будучи опытным человеком, популярным писателем, имел власть над молоденькой неопытной француженкой, причиняя ей боль, которую девушка соглашалась терпеть. Затем, воспользовавшись беспомощным положением Оскара, усугубив ее физическим насилием над ним, власть обрела Мими. Далее она стала применять психологическое и сексуальное насилие над ним, практически демонстрируя ему секс с другими мужчинами. Тем не менее, пара держится друг за друга и даже официально оформляет свои отношения. Мими добилась реализации своей давней мечты. В период прикованности Оскара к инвалидному креслу они становятся супругами, хотя их любовь давно стала извращенной, наполненной разрушительной для обоих ненавистью.
Помимо проявления садо-мазохизма, характеризующих один из типов созависимых отношений, в отношениях пары представлен целый спектр других проявлений созависимости. Это и постоянная борьба за власть, взаимные манипуляции и эксплуатация, неспособность освободиться от разрушительных отношений, стать цельной независимой личностью.
Поскольку созависимые люди привычно используют манипуляции в отношениях с разными людьми, не умея взаимодействовать по партнерскому типу, в конце фильма мы видим как Мими включает в свою манипуляционную разрушительную игру английскую супружескую пару. Соблазнительная женщина предложила Найджелу стать её любовником, но сама же тянет с этим. В конце концов, Мими отказывает Найджелу и проводит ночь любви с его женой Фионой. Заканчивается фильм так, как заканчиваются все созависимые отношения – трагично. Оскар убивает Мими и себя из пистолета, который она ему когда-то сама и подарила на его день рождения.
Очевидно, другого окончания не может быть у отношений «жертва-тиран», кроме трагичного. Возможно в жизни, в отличие от кинофильма, финал не столь трагичен, но в любом случае, он, как и сами отношения по типу «жертва-тиран» наполнены болью. Причем эта боль часто становится бесконечной, так как люди зависимого и созависимого типа практически не способны освободиться от своей зависимости, освоив партнерское взаимодействие или хотя бы прекратив отношения, которые давно стали нездоровыми. Им не хватает силы воли для того, чтобы побыть какое-то время в одиночестве. Им страшно посмотреть в глаза своему одиночеству для того, чтобы научиться его принимать. Они не хотят знать, что, только приняв свое одиночество и научившись быть счастливым в одиночестве, можно стать счастливым в паре.