Расстановки, т.е. метод основоположником которого является немецкий психотерапевт, а в прошлом священник Берт Хеллингер, – поистине уникальны в плане возможностей исцеления души. Особенность метода расстановок в том, что за час работы (столько в среднем длится расстановка) все участники процесса, включая заказчика, заместителей и наблюдателей, получают не только бесценную информацию, но и проживают ее на уровне чувств и даже тела. А это дорогого стоит!
Конечно, каждый из нас вместо участия в расстановке может, например, в целях работы над собой прочесть книгу. Однако это даст пищу лишь нашей голове, при этом душа и тем более наше тело окажутся совершенно свободными от целительного воздействия. Если же мы хотим, чтобы информация оказала на нас целительное влияние, она должна затронуть наше существо на всех уровнях. Наверняка каждый из вас помнит как после прочтения очередной интересной и полезной книги или статьи, он себе говорил: «Теперь я все понял! Моя жизнь изменится к лучшему! Я буду делать все, как сказано в этой умной книжке!» Но, увы…! Проходило время, и мы замечали, что воз и ныне там. По-другому и быть не могло, ведь информация, затронувшая лишь наше сознание, остается неусвоенной всей нашей сущностью и поэтому меняет лишь голову, но не жизнь и судьбу.
Можно, конечно, вместо расстановок с целью личностного роста или самоисцеления своей души и судьбы прибегнуть к какому-либо другому психотерапевтическому методу или тренингу. Однако вам понадобится не один десяток часов тренинговой или психотерапевтической работы, чтобы достигнуть такого мощного результата, какого вы сможете достигнуть за час работы методом системной (семейной, организационной, структурной и др.) расстановки.
Помимо системных расстановок я владею многими психотерапевтическими методами, так как психологией и психотерапией занимаюсь долгие годы, и считаю эту профессию своим призванием. Уважая и используя в своей работе разные методы, тем не менее, я не знаю ничего более мощного и практичного, чем расстановки.
Расстановки это системный метод. Это означает, что они меняют не только некого отдельного человека. Они исцеляют ту систему, в которой живет человек, т.е. в первую очередь его семью, избавляя ее от искаженных, неверных способов организации взаимодействия между членами системы. В большинстве случаев малоэффективно менять лишь человека, не воздействуя на систему. Дело в том, что человек возвращаясь в обстановку своей семьи, системные связи и взаимодействие которой не затронуто целительным процессом, вынужден погрузиться в привычное взаимодействие, которое снова включает так знакомые ему мучительные переживания и проблемы. Поэтому прежде чем приступать к индивидуальной работе, вначале надо поработать над исцелением системного пространства, в которое включен человек. Расстановочный процесс совершит ценное изменение, тогда в индивидуальной работе можно будет будет лишь доработать остальное.
Целительный эффект от терапевтической работы получают не только заказчики расстановок, но и участники расстановочной группы. Выступая в роли заместителей или наблюдателей, они, как говорят опытные расстановщики, могут «зайцем проехаться» на психотерапевтическом поезде и получить для себя важный терапевтический эффект. Ведь феномены, которые организуются в семьях, как правило, похожи. Участвуя в процессе, выявляющем семейную реальность и исцеляющем семейные переплетения, участники расстановок осознают важные законы функционирования семейных систем и эмоционально проживают удивительные открытия и трансформации. Данный опыт впитывает и усваивает их душа.
Кроме того, имея более чем десятилетний опыт ведения расстановок, я могу с полной ответственностью говорить о том, что все участники расстановочной работы собираются в конкретную группу неспроста. Каждый раз диву даешься, каким чудесным образом организуется группа: так, чтобы происходящие в ней процессы были полезны всем участникам, а не только тем, кто расставляется. В большинстве групп можно проследить ведущий лейтмотив. Например, прошлая, проведенная мною, группа преимущественно была посвящена теме влияния отношений с матерью и материнских энергий на супружество и отношения с противоположным полом. Участники группы не только узнали, но и прожили информацию о том, что разного рода детская фиксированность на отношениях с матерью затрудняет построение отношений с партнером противоположного пола.
Очень интересной была группа, в которой центральная тема показывала, что иногда наши сильные человеческие намерения и желания могут уводить нас от реальности, счастья и благополучия.
Не менее захватывающей и интересной была группа, в которой, как на подбор, в каждой расстановке неизменно проявлялась тема женской силы, маскулинности и особой гордости, которая мешала красивым и способным женщинам быть счастливыми, строить приносящие счастье отношения. Одна из участниц этой группы, намеревавшаяся сделать расстановку, в конце дня заявила: «Я могу уступить свою расстановку. Я и так уже все поняла и много получила!».
Часто участники групп, даже не делая своей личной расстановки, сообщают, что очень много получили от группы и с удовольствием уходят, чтобы переработать полученную информацию и опыт. Действительно, само участие в расстановочной группе, во-первых, позволяет изучить психологию семейных систем на самом глубинном уровне, и в этом смысле получить «тайную информацию». Тайную лишь из-за того, что без специальной работы она неочевидна, как бы спрятана от нашего сознания. Умные люди знают, что информация – это власть, следовательно, узнавая на расстановках об устройстве семей, познавая законы функционирования семейных систем, каждый из нас получает ценный инструмент управления своей жизнью, инструмент для построения семейного счастья.
Участвовать в расстановочных группах не надо лишь тем, кто знает абсолютно все об устройстве семьей и других систем, например, организаций, о психологических законах, определяющих жизнь и работу систем, умеет строить абсолютно гармоничные семейные и другие партнерские отношения, организует свою жизнь так, что она неизменно приносит ощущение счастья и радости. Но, увы, нас, к сожалению, ни в школах, ни в институтах не учат главной науке – науке построения партнерства, семьи. Да и в детстве в родной семье мы получаем нередко багаж трудностей и травм вместо путевки в счастье. В бесчисленных магазинах мы можем купить любое устройство, начиная от бытовой техники и закачивая электронными устройствами, к которым приложены подробные инструкции об использовании. Но ни в одном магазине нельзя купить реально работающую инструкцию к построению семейного счастья и благодатного партнерства. Не исключение и книжные магазины, так как информация для головы не усваивается душой и телом, а значит, не включается в работу и не запускает действенных изменений.
При этом есть один важный секрет: чтобы участие в расстановке принесло пользу, вам надо это участие оплатить. Иначе будет нарушен базовый закон вселенной – закон баланса «давать и брать». Этот закон гласит, что развитие системы (а человек является системой) возможно лишь в том случае, если беря что-то, он одновременно и отдает. Иными словами, если вы, беря, не отдаете чего-то взамен, то полученное не принесет вам никакой реальной пользы, и не будет иметь ожидаемой ценности. Наличие этого закона подтверждает известная русская традиция отдавать монету за подаренное вам животное.
Мне известно, что некоторые ведущие расстановок в последнее время ввели опасную традицию брать высокую цену непосредственно за расстановку, разрешая при этом остальным участвовать в группе бесплатно. Эти горе-расстановщики помогают лишь тем, кто делает свою расстановку, но обрекают на потерю времени и энергии остальных. Ведь известно, что за все бесплатное когда-нибудь придется платить. Таким образом, человек, придя поучаствовать в группе, оказывается неспособным вынести из проведенной работы никакого результата и эффекта для себя. Более того, не оплатив за полученную информацию и опыт, в соответствии с законом сохранения энергии, он вынужден будет оплатить своей энергией.
Соблюдение закона баланса позволяет каждому из нас соблюдать свои границы, что является безусловным условием зрелых отношений. Если кто-то делает что-то для нас бесплатно, то он получает право нарушать наши границы, как личностные, так и энергетические. Если мы что-то делаем бесплатно для других, то как минимум неосознанно, мы ожидаем платы, а значит так зарабатываем право переходить чужие границы. Бесплатная работа и бесплатное получение – это принципы построения зависимых и созавиимых отношений. Подумайте, нужны ли вам такие отношения? Ведь они только вначале приносят иллюзорную радость, а затем бесконечную боль.
Возникает вопрос: для чего человек идет «бесплатно» в психологическую группу? Получить опыт, знания, эффект, интересно провести время?! Давайте не будем питать иллюзий. Если вам предлагают что-то бесплатное, будьте готовы заплатить вдвойне. Если кто-то предлагает вам бесплатный сеанс психотерапии, знайте, что в лучшем случае этот человек хочет с помощью вас приобрести опыт, а в худшем, построить с вами эксплуататорские, зависимые отношения, чтобы решить свои собственные проблемы. Итак, если хотите поддерживать целостность своих границ, строить партнерские и честные отношения с другими, а главное с собой, отдавайте и только тогда получите. Все остальное иллюзия и самообман! Счастье приносит лишь взаимообмен, когда мы способны и готовы строить ясные и зрелые отношения!
Елена Белинская