Психологические тесты. Методика В.В. БОЙКО. Интерпретация результатов

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выго­рания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов     — не сложившийся симптом,

10-15 баллов     — складывающийся симптом,

16 и более          — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоцио­нального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выго­рания». Существенно важно отметить, к какой фазе фор­мирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опро­са — осмысление показателей фаз развития стресса — «на­пряжение», «резистенция » и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Од­нако сопоставление баллов, полученных для фаз, не пра­вомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внут­ренние факторы, приемы психологической защиты, состо­яние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов   — фаза не сформировалась;

37-60 баллов     — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов   — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз форми­рования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику эмоциональной сферы личности и, что не менее важ­но, наметить индивидуальные меры профилактики и пси­хокоррекции. Анализируются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптома­ми сопровождается «истощение»;

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факто­рами профессиональной деятельности, вошедшими в сим­птоматику «выгорания», или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягоща­ют эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на окружающную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

-какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: тенденция к воспоминаниям травмирующих ситуаций, нервозности, напряженности.
2. Неудовлетворенность собой: сниженная самооценка, ощущение беспомощности и недовольства собой.

3. «Загнанность в клетку: ощущение безвыходности, бесперспективности,  жизни

4. Тревога и депрессия: повышенная, часто беспочвенная тревога, подавленность, апатия, отсутствие интереса к жизни

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реа­гирование: неадекватная экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования. Сторонние наблюдатели при этом обычно фиксируют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

2.Эмоционально-нравственная дезориентация: выражается в потребности в самооправдании, вытеснении из сознания неприятных фактов. Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.

3.Расширение сферы экономии эмоций: эмоциональное истощение, которое заставляет уходить от общения, замыкаться с целью восстановления душевных сил, экономии эмоциональных ресурсов.

4.Редукция обязанностей/профессиональных обязанностей: утрата  интереса к людям, формализация общения, отношений.

«ИСТОЩЕНИЕ»

1.Эмоциональный дефицит: человек не в состоянии входить в положение других людей, соучаствовать, сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, пробуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. При усилении симптома все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита».

2.Эмоциональная отстраненность: Это реагирование без чувств и эмоций, в

Результате  эмоциональной защиты. В некоторых сферах жизни человек становится

похожим на робота.

3.Личностная отстраненность (деперсонализация): отмечается полная или частичная утрата интереса к людям. Люди тяготят своими потребностями, проблемами  неприятно их присутствие, сам факт их существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой

4.Психосоматические и психовегетативные нарушения: эмоциональная защита уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида, в том числе физиологическими. Возникают психосоматические расстройства

Войдите, чтобы оставить комментарий
О його-центрах в Ростове-на-Дону
  • Яндекс.Метрика