Человек может считаться выросшим, если он не остановился в своем развитии на одном из более ранних этапов и поступает как взрослый. Таким образом, здесь приводится перечень характерных черт, свойственных взрослому человеку. Многие из характеристик взрослого человека совпадают с теми, которые относятся и к юноше. Разницу составляет то, что, в отличие от юноши, действия человека взрослого не привязаны к его эмоциям. Перспективы взрослого человека основаны на приобретенном опыте, а взгляд юноши еще свободен от шор. Юноша испытывает больше мучений, поскольку совершает больше ошибок и тяжелее переживает их последствия.
Возраст: от 20 до 75 (часто от 35 до 75, поскольку период юношеского становления нередко продолжается до 35 лет). Исследования человеческого развития показывают, что 35-летний возраст является поворотным в жизни человека. Именно в это время он оставляет попытки угодить своим родителям и переносит все свое внимание на достижение собственных целей. Такая перемена зачастую сопровождается резким изменением карьеры, разводом, повторным вступлением в брак или переменой места жительства. Многие люди более старшего возраста считают, что именно с этого момента они действительно начали жить.
Мировоззрение: «я», «ты» и «мы оба — часть чего-то большего». Точка зрения взрослого человека: «Я признаю, что мы оба — люди, и что ты имеешь право быть таким, какой ты есть. И я прошу тебя позволить мне быть самим собой. Иными словами — живи сам и дай жить другому».
Акцент внимания переносится с «деятельности» на «бытие». Количество уступает место качеству. Взрослый человек смотрит на жизнь как на игру страстей местного масштаба: «Жизнь проходит; радуйся хорошему и старайся не слишком’ расстраиваться, если что-то складывается не так, как надо. В каждой ситуации есть что-то поучительное. Вместо того, чтобы сопротивляться жизни, найди возможность приспособиться к ней и отбрось ненужные страдания. Я не могу причинить тебе вред, не навредив себе». Человек взрослый способен воспринимать всю картину окружающего целиком.
Способности: люди взрослые — способные ученики и знают, как без труда применить вынесенные из одной жизненной ситуации уроки к другой. Они научились воспринимать уроки жизни и, следовательно, научились быстро разрешать возникающие проблемы. Они приобрели мудрость и богатый опыт и не пойдут на поводу у трудностей, если им не удастся их избежать. Они полагаются на свои собственные творческие способности и легко приспосабливают вынесенные из книг правила к сложным жизненным ситуациям. Они верят духу закона больше, чем букве. Они могут взять в руки поваренную книгу, но предпочитают приготовить блюдо по своему рецепту, опираясь на собственный опыт и творческие способности.
Мысли и эмоции: взрослые люди достигли высоких результатов в уравновешивании своих эмоций с мыслями и действиями. Все эти составляющие работают у них вместе, и такой подход к делу обычно является наиболее действенным в любой ситуации. Поведение человека взрослого, в отличие от юноши, характеризуется стабильностью. Они в большей степени раскрепощены и не стремятся идентифицировать себя с заботами окружающих и мировыми проблемами. Вместо проявления сострадания, они предпринимают конкретные действия, способные разрешить возникающую проблему. Они любят поспорить на философские темы, но предпочитают развивать свой собственный взгляд на вещи и понимание мира. Их подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути проблемы и одновременно дипломатичностью. Они могут быть развиты в интеллектуальном плане, но обычно изъясняются простым языком, легко доступным для понимания.
В сфере эмоций у них, конечно, могут возникать проблемы, но они не боятся обращаться за помощью, если чувствуют, что это им необходимо. Они отлично понимают, что человек — это не остров, затерянный в океане, и что в основе удачно складывающейся жизни лежит сотрудничество с окружающими их людьми.
Акцентирование внимания: устремления человека взрослого направлены на развитие личности и внесение своего вклада в благосостояние окружающих путем моделирования поведения взрослого, зрелого человека. Они учат личным примером.
Взрослые люди могут быть бедными или богатыми, известными или остающимися в тени, обладать высоким общественным положением или держаться от него подальше. Если они обладают богатством, известностью или властью, они владеют ими с грациозной тактичностью и используют их на благо людей, менее обеспеченных. Знают они и как насладиться этими вещами самим. Их внутренним мотиватором служит стремление к духовному росту и взаимопониманию, внесение вклада в совершенствование мира и наслаждение радостями, которые несут с собой семья, друзья и доставляющая удовольствие работа.
Взрослые люди считают себя достаточно авторитетными и пристальнее всматриваются в себя в поисках ответов на вопросы человечества. Когда что-то не ладится, вместо обвинения в этом окружающих они склонны брать ответственность за происходящее на свои плечи и ищут возможность исправить положение.
Деятельность: устремления человека взрослого направлены на поиск работы, приносящей ему чувство удовлетворения, независимо от уровня ее оплаты или прибыльности. Они предпочитают сами выбирать удобные для себя часы для работы и выполнять ее с максимальной степенью независимости. Они работают настолько высокоэффективно, что выполняют больший объем работы за более короткий период времени, чем люди, остановившиеся на более ранних этапах развития. Они знают, что окружающая среда дает им дополнительные силы, и стараются как можно больше времени проводить на природе.
Взрослые люди обладают врожденными талантами во многим областях человеческой деятельности и обычно знают, как добиться максимального результата при минимальных затратах сил. Они прекрасно чувствуют себя среди представителей всех слоев общества без необходимости причислять себя к той или иной социальной категории. Они держатся на равных и с человеком малообеспеченным, и с богачом. Они уважают культуру и обычаи других народов и находят их приемлемыми для себя и интересными (за исключением тех, которые проповедуют насилие).
Люди взрослые любят занимательные игры и хороший отдых, им нравятся чувственные удовольствия. Любят они и послоняться без дела, напоминая собою сытно поужинавшего домашнего кота. Из-за этой склонности они нередко кажутся иным людям ленивыми бездельниками, поскольку не тратят все свое время на работу. Это потому, что люди взрослые больше ценят «бытие», а не «деятельность». Если они работают, то не жалея сил, не обращая внимание на пот, заливающий глаза, и въедающуюся в руки грязь. Вокруг них может царить беспорядок, но они точно знают, где что лежит.
Ценности: человек взрослый больше ценит сущность, нежели внешний лоск. Они скорее предпочтут куртку удобного, спортивного покроя, чем новомодный, но стесняющий их движения костюм. Им безразлично, что дума ют по этому поводу окружающие, раз сами они чувствуют себя удовлетворенными. Они приспосабливают нормы поведения к самым неожиданным ситуациям, в которых чувствуют себя не менее комфортабельно. Они умеют наслаждаться работой, досугом, общением с природой, дружбой, хорошей пищей, хорошими сексуальными отношениями, сочетающимися с полноценной близостью и приятным общением, высоко ценят свободу самовыражения, чувство личной ответственности, независимость, сочувственное отношение к природе, любят помечтать и поразмышлять о том, что ждет человека после смерти. Смерти они не боятся, и эта тема не вызывает у них внутреннего напряжения. Они рассматривают ее как определенный обряд перехода в новое качество, трансформацию, приспосабливающую их к новой форме существования.
Взрослые люди ведут насыщенную духовную жизнь и могут не быть при этом людьми религиозными. Им незачем искать утешения в церкви; они напрямую устанавливают духовное общение с великим и безбрежным. Они нередко обращаются к медитации и созерцанию, причем делают это неформальным и совершенно естественным для себя образом. Человек взрослый радуется своему телу, независимо от его внешнего вида; он рад, что оно такое, какое есть.
Отношения: люди взрослые ведут себя сообразно своим чувствам, испытываемым ко всем людям, животным, растениям и самой планете — ко всему живому во всех его формах и проявлениях. Они осознают, что все это составляет часть одного целого. Подобная философия порождает в них чувство уважения ко всему живому, и принцип «живи и давай жить другому» составляет основу их отношений с окружающими. Их отношения наполнены теплотой и взаимопониманием и способны продолжаться очень долго. Они не изобилуют характерными для юности психологическими драмами, годящимися для сериалов, «мыльных опер». Когда взрослые люди прерывают отношения или расходятся, они не опускаются до мести. В их восприятии окружающих присутствует взаимопонимание и уважение к чужой, отличной от их собственной точке зрения. В отличие от подростков, требующих, чтобы окружающие были похожи на них, люди взрослые приветствуют отличительные черты в каждом человеке и даже способны насладиться ими.
Иногда люди, остановившиеся на стадии развития юноши или подростка, склонны считать, что люди взрослые ведут себя так, будто не любят друг друга, поскольку не выказывают особой привязанности в своих отношениях. Переживая последствия разрыва романтических отношений, юноша приходит в негодование в ответ на мудрое замечание родителей: «Ничего, переживешь. Ты еще молод». У взрослых философский взгляд на отношения между людьми. Они остро ощущают непостоянство жизни и готовы ко внезапным переменам, особенно связанным со смертью или переменой места жительства. Взрослые люди горько переживают утрату, но лишь еще с большим упорством погружаются в повседневные обязанности.
В общении они поддерживают твердый длительный зрительный контакт с собеседником.
Примеры: некоторые из пользующихся нетрадиционными методами целители; чудаки и эксцентрики; философы; духовные наставники; огромное количество самых обыкновенных людей, стремящихся к духовному росту; любители природы; заботливые врачеватели животных; люди, обладающие способностью общения с природой; очень немногие из мировых лидеров, способных видеть дальше границ своей местной политики; некоторые из сторонников движения за экологию, имеющих конструктивные планы и способность видения общемировых проблем; музыканты, художники и писатели, создающие не подвластные времени шедевры: Марк Твен, Джон Майер, Уолт Уитмен.
Примеры стран со значительным процентом взрослых людей среди общего числа населения: Исландия, Швейцария, Финляндия, Голландия, Швеция, Дания, отдельные регионы России и Соединенных Штатов Америки. Ориентирующиеся на уровень развития взрослого человека страны чаще стремятся поддерживать нейтралитет в международных конфликтах. Люди взрослые присутствуют в населении каждой страны. Составляют они примерно одну десятую часть общего населения планеты. Где бы они ни жили, они повсюду стремятся объединиться в многочисленные сообщества единомышленников.