Популярная психология, Психология отношений
Вторая форма форма созависимости, наоборот, реализуется в отказе от собственных границ. Это буквально растворение в личности партнера. Этот тип отношений встречается в семьях, где один партер, чаще это женщина, посвящает свою жизнь другому. Например, жена растворяется в занимающемся бизнесом или другим путем делающем карьеру муже. Как правило, такая жена остается домохозяйкой, следит за тем, чтобы для мужа и детей был организован быт, создан уют. Все желания мужа выполняются, приказы, указания реализуются беспрекословно, а мнения и взгляды принимаются без оценок.
Например, одна из моих клиенток ощущала себя потерянной в жизни, так как более 20 лет занималась детьми и хозяйством ради удобства мужа, которому надо было защищать диссертацию, строить карьеру. Он уважаемый человек в институте, кроме того имеет и свой частный бизнес. Она же ради его желаний отказалась от любимой творческой профессии. Женщина во всем соглашалась с мужем ради получения от него любви. Она не хотела рожать троих детей, но сделала это ради него. Теперь он нашел себе другую, предлагая жене быть одной из его женщин, обвиняя ее в обидчивости, слабости, слезливости, неинтересности. Но женщина по- прежнему держится за пользующегося ею мужа, боясь одиночества, ведь она не знает, в отличие от супруга, как жить для себя.
Реже встречаются случаи, когда жена занимается бизнесом, а муж посвящает ей жизнь. Например, Галина открыла свой бизнес, а вскоре родила ребенка. С ребенком она побыла лишь две недели. В это время муж как мог присматривал за бизнесом. Затем Галина стала вести бизнес, а муж остался дома, выполняя для ребенка материнскую роль. Своей работы у мужа нет, как и нет у жены к нему интереса как к мужчине. Скорее она смотрит на него как на сексуальную партнершу, обращая взгляды на других более состоявшихся в жизни мужчин.
Таким образом, в этом типе созависимых отношений партнер воспринимается как лучший по всем показателям, соответственно жизнь посвящается тому, кто лучше. Как правило, у созависимого партнера нет своих взглядов, целей и потребностей. При этом созависимый остается пассивным, передавая ответственность за свою жизнь боготворимому партеру. Созависимый буквально живет ради него, полагая, что без него он никто и нередко заявляя: «Он – вся моя жизнь!». Безусловно, в таких отношениях партнер идеализируется с помощью активного фантазирования и проецирования на него своих идеальных черт. Здесь речь идет о механизме приписывания, который иногда выражается в феномене, описываемом словами некогда популярной песни: «я тебя слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». У созависимых этого типа не получили развития навыки самопредъявления и заботы о себе. Им присуща склонность удовлетворять чужие потребности, а не предъявлять свои.
Подобный созависимый сценарий описан сказке Г.Х. Андерсона «Русалочка». Русалочка склонна к спасательству, игнорированию собственных чувств и потребностей, для нее характерно самопожертвование и саморазрушение ради другого. Русалочка не думает о себе. Она не воспринимает себя как отдельную личность, имеющую ценность и право быть особенной. Она влюбляется в принца, человека, с которым по определению не может быть вместе, так как они представители разных стихий и уровней организации личности. Между тем, пару могут создать представители с одинаковым уровнем развития личности. Но она не делает усилий для истинного саморазвития. Русалочка желает развиться, получить душу, что означает укрепить свое «Я», благодаря любви человека другого уровня. Героиня не осознает, что таким способом она наоборот теряет себя. Для того, чтобы повзрослеть Русалочке нужно принять себя, отделиться от принца, начав собственную жизнь.
В чем же причина такого игнорирования своих потребностей? Конечно же в личной, самой ранней истории развития «русалочек». Они вынуждены с самого раннего детства мириться с потерей родителей, либо одного родителя. Не обязательно это потеря физическая, она может быть эмоциональной, когда родители не способны удовлетворить эмоциональные потребности ребенка. Родители, заботясь о биологических потребностях, могут быть неспособными удовлетворить потребности, связанные с близостью, контактом, теплыми любящими взаимоотношениями. Действительно, Русалочка выросла без матери, которая предположительно умерла, когда героиня была очень маленькой. Русалочку воспитывала бабушка, которая будучи занятой государственными делами и воспитанием других пяти внучек, не понимала чувств и желаний своей младшей внучки. Вследствие отсутствия понимания и эмоциональной поддержки со стороны окружения у Русалочки нет возможности сформировать способность контактировать со своим «Я». Именно поэтому на протяжении все своей жизненной истории она не настаивает на своем, не требует того, что ей нужно. Она не осознает своих желаний, тем более не умеет их выражать и удовлетворять. Как следствие она не может просить о помощи и заботе, а также строить близкие доверительные отношения с другими.
Наряду с неумением заботиться о себе Русалочка чрезмерно заботится о других. В силу ощущения покинутости и страха одиночества она склонна к самозабвенному прилипанию к другим людям. В семейной психологи это называется слиянием с другими. Слияние проявляется и в том, что ни разу на протяжении своей истории Русалочка не проявляет агрессии к другим. На это она просто не способна. А причина в том, что Русалочка так и не интегрировала свое собственное «Я». Ранняя потеря самого близкого человека помешала ей синтегрировать аспекты «хорошей» и «плохой» матери. Таким образом, смерть матери заставила Русалочку фантазировать о своей плохости и разрушительности. Ощущая себя плохой, Русалочка подавляла агрессию, превращая ее в депрессивные переживания, которые приводят к появлению таких чувств как вина, скорбь, грусть. Травматически прерванный контакт с матерью привел к тому, что Русалочка со временем взрослела лишь физически, но не личностно. Не имея контакта со своей агрессией, необходимой для построения личных границ, Русалочка остается недифференцированной от мира, созависомой. Так формируется симбиотическая личность, не способная обнаружить разницу между Я и не-Я. Утратив в детстве мать она по-прежнему остается ищущим материнскую любовь, тепло и заботу ребенком. Из-за действия защитных механизмов (проекции, идеализации) для Русалочки таким объектом выступил принц, в которого она влюбилась буквально мгновенно. Не удовлетворив в контакте со значимым близким человеком потребность в привязанности, «русалочки» в течение всей жизни находятся в поиске идеальных отношений, надеясь завершить незавершенную ситуацию. Попытки найти идеальную мать приводят к проецированию желаемых качеств на объекты привязанности. Таким объектом, для Русалочки становится принц. Именно поэтому с риском для своей жизни она спасает в действительности незнакомого, чужого человека. Поскольку у Русалочки отсутствовали навыки самопредъявления и заботы о себе, она так и осталась для принца неизвестным героем. Между тем она все сильнее и сильнее влюбляется в созданный ею образ принца. Не зная и не ценя себя, Русалочка идеализирует внешний объект.
Ради заполнения дефицита своего «Я», метафорически обозначаемого в сказке как отсутствие души, Русалочка действует как одержимая. Ни у кого и нигде, ни в море, ни на земле не было такого чудесного голоса, как у нее. Ее красота была признана в подводном мире, но она не может ценить то, чем обладает. Все ее мечты сконцентрированы на обретении души (своего Я) благодаря любви принца. Другой человек более ценен для героини, чем она сама для себя. Русалочка живет иллюзией, что лишь через другого она сможет обрести себя. Следовательно, задача обретения себя осуществляется парадоксальным способом – через попытку слияния с другим. Между тем, согласно системной семейной психологии все парадоксальные способы дисфункциональны, т.е. в результате приводят к трагедии и душевной боли. Героиня относится к своей судьбе крайне безразлично и деструктивно. Она согласна заплатить ведьме за зелье своим чарующим голосом, пожертвовать ценным. Она готова терпеть физическую боль от каждого шага, надеясь преодолеть боль душевную. Но увы, внешнее изменение не привело к изменениям внутренним. В результате к психологической боли героини добавилась боль физическая. Не имея языка и голоса, Русалочка не может говорить о своих чувствах и желаниях. В силу алекситимии (неспособности понимать свои чувства и говорить о них), нарушающей коммуникацию, принц так и не узнал о роли Русалочки в его жизни. Он видит в ней лишь ребенка, кем по сути героиня и остается. Она, подобно ребенку, готова жертвовать своими желаниями ради любви матери. Для ребенка это нормально и способствует его выживанию, ведь без любви матери он не сможет выжить даже физически. При этом взрослый человек умеет опираться на себя, способен выжить и жить физически и душевно без чужой любви…если опирается на свою любовь к себе.
Русалочка лишь выглядит как девушка, пытаясь создавать подходящую внешнюю оболочку, подвергая свое тело страданиям через боль, но ментально и эмоционально остается ребенком. Даже испытав сильную душевную боль из-за решения принца жениться на другой, она демонстрирует радость и принятие. Подавленная агрессия разрушает Русалочку изнутри, превращаясь в аутоагрессию. Она как ребенок готова умереть, когда объект ее любви находится рядом. Не имея контакта со своей агрессией, она не имеет возможности отстаивать свое право на жизнь. Она не способна воспользоваться помощью сестер, которые раздобыли для нее нож. Воспользовавшись ножом, Русалочка может сохранить жизнь себе, убив принца. Но Русалочка не готова продолжить свою жизнь, пожертвовав жизнью любимого. Оказаться в одиночестве для нее хуже смерти. Чтобы сохранить жизнь принцу она бросается в воду, превратившись в морскую пену.
Данная сказка показывает: чтобы освободиться от созависимости надо отказаться от стереотипных, привычных для «русалочек» способов построения контакта, а именно от аутоагрессии, игнорированя себя, подавления внешней агрессии. Это позволит сепарироваться от других, прийти к себе, построив свою идентичность, или, если говорить языком сказки, обрести душу.