Научная психология.Статьи

Тренинг самосознания как метод курортно-реакриационного восстановления здоровья

Здоровье – это универсальный феномен, имеющий и материальный, и духовный аспект. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

К пониманию здоровья человека мы подходим с позиции системного подхода. Вслед за А. Маслоу мы полагаем, что человек является системой с пирамидальным принципом построения, в которой выделяются три уровня – телесный, как более низкий; психический (средний) и духовный, как вершина пирамиды. С позиции системных представлений здоровье рассматривает современная валеопсихология. Данная наука постулирует закон взаимосвязи и взаимовлияния всех уровней системы по принципу иерархичности. Этот закон рассматривает каждый из трех подуровней человека как подсистему, организованную по принципу целой системы. Все подсистемы функционируют в относительно автономных режимах. Вместе с тем, согласно принципу иерархичности систем имеется приоритет вершины в определении деятельности всех остальных элементов. При этом взаимоотношения между элементами подчинены правилам гармонии, что обеспечивает динамическую устойчивость и возможность развития системы.

В процессе курортно-реакриационного оздоровления принято делать акцент на восстановлении физического тела. Нельзя отрицать необходимость поддержки физической, т.е. базисной составляющей здоровья. Однако следует подчеркнуть важность комплексного, всестороннего подхода к оздоровлению, когда поддержку и ресурс получают все составляющие системы под названием человек. Учитывая руководящую и организующую роль высших этажей системы, в данном случае духовного, а также психологического здоровья, следует внедрить в современную курортно-реакриационную практику те методы, которые восполнят дефицит внимания к незаслуженно забытым высшим этажам интегрального здоровья человека.

Духовно-психологическое оздоровление человека способно помочь ему лучше понять свое тело и возникающие в нем симптомы, а также научиться управлять своим телом, делая его свободным от болезней и ограничений. Валеология и валеопсихология своей целью видят повышение степени осознанности Бытия человека, помощь в осознании ответственности за свою жизнь, в частности, за свое здоровье.Согласно нетрадиционному, валеологическому взгляду симптомы болезней являются языком, на котором с человеком говорит жизнь. Каждая болезнь – призыв жизни к нему, задача, которую предстоит решить, чтобы изменить направленность наших мыслей и расширить рамки нашего знания. Причина симптома всегда в сознании, мыслях. При этом «пусковой механизм» болезни – это бактерии, вирусы, наследственность, несчастный случай, другой человек или «случайность» /4/. Поэтому именно расширение и укрепление самосознания является необходимым фактором, обеспечивающим возможность понять смысл болезни, ее призыв, а также изменить ход прежде искаженных, иррациональных мыслей.

Самосознание формируется на завершающих этапах становления личности, в силу чего оказывается слоборазвитым у целого ряда взрослых людей. Между тем самосознание является высшим, регуляционно-организующим этажом личности человека. Его можно отнести как к психологическому, так и к духовному здоровью. Без его эффективного руководства нельзя ожидать от человека долгой плодотворной, осмысленной и продолжительной жизни.

В суете рабочих будней, направленной преимущественно на достижение материального благополучия и самоутверждения в социуме, современный человек редко оказывается готовым и способным к работе со своим самосознанием. Именно тот период, когда современный человек на несколько недель покидает урбанистический пейзаж с быстро ускользающим временем и позволяет себе окунуться в мир природы, приносящей исцеляющее душевное равновесие, является наилучшим для расширения или гармонизации самосознания.

Самосознание личности определяет ее поведение, характеристики взаимодействия с окружающим миром и весь жизненный путь. Никакие другие психологические факторы не оказывают столь решающего влияния на возможность достижения человеком здоровья и успеха, как особенности его самосознания. Между тем, в самосознании психически здоровых людей обнаруживается целый спектр значимых отклонений, блокирующих возможность достижения здоровья и личностного успеха, среди них следующие: недостаточное развитее самосознания и как следствие ценностно-мотивационной сферы личности; неадекватная, т.е. заниженная или завышенная самооценка, слабость или противоречивость образа «Я», неустойчивая самооценка. Данные отклонения, в свою очередь, приводят к недостаточности способностей саморегуляции и самоконтроля, смыслообразования, целеполагания и выбора средств достижения целей с учетом прошлого смыслового опыта, способности личности быть независимой от внешних условий, умения реализовать самого себя, достигать самовыражения.

В своей практической работе по развитию и гармонизации самосознания мы опираемся на системный подход в психологии и психотерапии. Общая теория систем или наука о целостности признает живые организмы открытыми системами. Берталанфи назвал такие системы открытыми поскольку, чтобы поддерживать свою жизнь им приходится подпитывать себя через непрерывный поток материи и энергии из окружающей среды. Действительно, самосознание человека, имеющее сложную структуру, формируется и поддерживается только при его отнесенности к Другому. Открытые системы далеки от равновесия и поддерживают себя в устойчивом состоянии, которое характеризуется непрерывным потоком и изменениями. Одним из главных ключевых свойств открытых систем является саморегуляция. Самосознание также представляет собой открытую саморегулирующуюся систему, имеющую определенную структуру.

Составными элементами структуры самосознания являются непосредственно «Я» и подсистема «другие». Данная подсистема может включать в себя любые значимые для субъекта лица и объекты. Например, это могут быть супруг, дети, родители, родственники, друзья, начальники, сотрудники, любимые артисты, домашние животные, дома, машины и т.д.

Каждый элемент структуры самосознания, кроме когнитивной, несет в себе эмоциональную составляющую, так как уже сама включенность данного элемента в систему самосознания предполагает эмоциональное отношение человека к тому, кто или что стоит за этим элементом. Совокупность когнитивно-эмоциональных составляющих самосознания определяет поведенческий аспект самосознания, а, следовательно, успешность и адекватность поведения человека в жизненной среде.

Гармоничность системы самосознания человека, а значит его душевная зрелость и душевное здоровье, зависят от состава элементов самосознания и способа их организации. Структура самосознания человека определяется его предпочтениями и ценностями. Таким образом, человек организует ее своим выбором, который может носить ту или иную степень осознанности. Из сказанного видно, что самосознание человека имеет индивидуальный характер, и его структура отличается от структуры самосознания других людей. Именно человек как субъект выбирает те образы, которые становятся элементами системы его самосознания.

Гармоничность системы самосознания означает, что элемент «Я» занимает в ее структуре наибольший удельный вес, т.е. его значимость гораздо больше значимости любого элемента, включенного в подсистему «другие». Эффективность такой системы обуславливается ее устойчивостью к фрустрациям. В данной ситуации «Я» является главным организующим и управляющим звеном самосознания. На нем лежит ответственность за события в жизни человека, за их оценку, за то, кто или что становится элементами подсистемы «другие» и какой удельный вес имеет каждый из этих элементов. Риск стрессов и экстремальных ситуаций при такой организации самосознания минимален. Супруг и дети играют первостепенную роль в жизни этого человека, но его «Я» все равно первично, он всегда будет строить планы только относительно себя, а не перекладывать свои амбиции и нереализованные мечты на близких. В силу чего он отличается спокойствием и независимостью. Его самооценка определяется своими собственными достижениями, а не престижем родственников.

Чтобы полнее понять, что является гармонично организованной системой самосознания важно ввести понятие закрытости/открытости. Данное понятие обозначает умение субъекта быть селективным при построении подсистемы «другие», т.е. вводить в нее тех людей или объектов, которые делают систему более зрелой, поведение человека компетентным, успешным, способствуют личностному и духовному росту, и препятствовать или ограничивать проникновение тех, кто разрушает систему или приводит ее к инфляции. Баланс открытость/закрытость системы самосознания также предполагает умение производить нужный субъекту обмен ценностями и информацией с внешним миром, препятствовать проникновению в сознание ложных, чужих ценностей и утрате собственных /3/. Таким образом, человек, обладающий гармоничной системой самосознания, умеет выбирать людей и вещи, соответствующие собственным жизненным целям.

Перейдем к описанию дисгармонично организованных систем самосознания:

Диспропорциональность в системе самосознания

А) Дисгармоничной системой самосознания является такая система, в которой удельный вес «Я» чрезвычайно велик, а подсистема «другие», в целом, и элементы ее составляющие, в частности, имеют несоизмеримо малый вес по сравнению с ней. Такой человек придает избыточное значение своей персоне, все мысли его заняты собой, а значение других людей в его жизни сводится к минимуму. Общение такого человека с внешним миром строится на догадках и иллюзиях, а не на реальной информации, а это сильно препятствует его развитию. У него баланс смещен в сторону закрытости.

Б) Другой вариант дисгармонии, когда баланс смещен в сторону открытости, означает, что в системе избыточный удельный вес отведен другим людям и объектам, в результате чего минимизировано свое собственное значение. Такой вариант самосознания встречается у матерей больших семейств, у «жертв» общественного мнения, у людей с низкой самооценкой, пытающихся «отработать» свое право на любовь и уважение. Такой человек лишен чувства надежности, ощущает неспособность управлять своей судьбой, склонен становиться жертвой случая, а также ущемлять себя во имя других, переживая впоследствии чувство обиды и депрессию. Он предоставляет другим слишком большую «территорию» своей души, а когда его самосознание перестает вмещать всех, он освобождает «территорию» путем уменьшения пространства «Я».

2. Доминанта в системе самосознания

Данный вид дисгармонии означает наличие в самосознании выраженной доминанты, т.е. элемента, занимающего чрезмерный удельный вес по сравнению с другими элементами и возможно даже по сравнению с «Я». Этим элементом может быть кто угодно: ребенок, родитель, супруг, возлюбленный, кумир, враг, общество, члены правительства, исторический деятель любого века, любимый певец или актер, какая-то идея или что-то неодушевленное, например, компьютер. Эта персона/вещь является главной в жизни человека, и от ее состояния зависит его благополучие. Таким образом, он оказывается управляемым этой персоной или вещью. Доминанты носят в себе опасность как первой, так и второй диспропорции. С одной стороны это закрытость ко всему, кроме доминанты, и застревание на одной единственной персоне/вещи, зависимость от нее, которая может оказаться трагической в случае ее утраты или нарушения взаимоотношений с ней.

Негативная установка

Самосознание человека может быть дисгармоничным и в том случае, когда удельный вес всех элементов системы является оптимальным, однако эти элементы наполнены негативным смыслом. В такой ситуации внимание человека в большей мере привлекают враги, а не друзья. Их образы, взаимоотношения с ними определяют самосознание, в целом, и самооценку, в частности. «Я» в этом случае тоже имеет негативный смысл. Самосознание такого человека подобно зоне военных действий, служащей саморазрушению. Важно заметить, что в случае негативных установок также встречаются явления диспропорций и доминант.

Негативная динамика

Негативная динамика подразумевает под собой эмоциональную вовлеченность агрессивного характера, а именно наличие в системе самосознания агрессивного элемента, имеющего тенденцию поглощать и уничтожать все остальные элементы, вплоть до экспансии на все самосознание. Вначале агрессивный элемент уничтожает элементы подсистемы «другие», а затем и само «Я», т.е. уничтожает все другие интересы, чувства и ценности человека.

Модальность негативной динамики может быть положительной (любовь, вера в Бога, поклонение кумиру, какой-то созидательной идее) или отрицательной (ненависть, зависть, страх, поклонение какой-либо разрушительной идее). Негативная динамика с отрицательной модальностью кроме того делится на два вида:

1. вызывает у своего носителя положительные эмоции. В качестве примера можно привести жажду мести, ненависть, поклонение разрушительной идее, опасную страсть, азартные игры, алкоголизм. Все это оценивается человеком позитивно и вызывает субъективное влечение.

2. вызывает у носителя отрицательные эмоции, такие как страх, зависть, ревность, тяжелое воспоминание, застревание на ожидании угрозы от некого агрессора. Таким образом, в случае негативной динамики с отрицательной направленностью субъект испытывает душевные мучения, связанные с собственным влечением.

В заключение следует сделать вывод, что гармоничное самосознание – это открытая динамическая система, имеющая необходимую степень защиты (закрытости), структура которой состоит из компонента «Я», занимающего наибольший удельный вес (имеющего большую значимость) и выраженной подсистемы «другие», включающей разнообразные субъективно значимые позитивно оцениваемые элементы.

Процесс развития самосознания включен в генезис самой личности, следовательно, развитие самосознания происходит в процессе личностно-ориентированного или неспецифического социально-психологического тренинга. Мы полагаем, что наиболее эффективной формой тренинговой работы может выступать тренинг самосознания, т.е. групповая работа, специально ориентированная на развитие личностного ядра, а в обыденном понимании – стержня личности. Групповая форма работы легко реализуется в условиях санаторно-курортного лечения, куда приезжают тысячи людей из разных концов страны. В условиях анонимности им нередко легче раскрыться и расслабиться, чем в условиях родного города, так как не приходится опасаться утечки информации в профессиональную или иную значимую для человека среду.

Целью тренинга самосознания должно выступать формирование самоприятия, положительного отношения к себе, а также развитие самоотношений личности, т.е. четкого и полностью осознанного эмоцинально-ценностного отношения к себе, соответствующего убеждениям и взглядам личности. Задачами тренинга самосознания могут являться:
1) повышение когнитивной сложности, дифференцированности, отчетливости, цельности, последовательности, устойчивости, стабильности образа Я; 2) осознание мотивов и смысла жизни;
3) вписывание «Я-образа» в общую систему ценностных ориентаций личности.

В тренинге самосознания основными техниками выступают групповые упражнения, направленные на развитие образа «Я» участников группы, т.е. на децентрацию, работу с проекциями, переформулирование, групповые телесные и медитативные упражнения, ролевые и психодраматические игры, техники социального прогнозирования и направленного воображения.

Тренинг самосознания можно условно разделить на несколько последовательных этапов или блоков:
1. этап расширения самосознания посредством работы с осознанием собственного тела. Тело является важной составной частью системы, носящей название «человек». Нередко оно хранит в себе важные тайны, т.е. является хранилищем всего того, что человек, руководствуясь защитной мотивацией, отказывается знать о себе и старается вытеснить из сознания. Работая со своим телом в безопасных условиях можно лучше узнать самого себя.

В качестве упражнений, направленных на расширение осознания собственного тела можно применять следующие:

ПОЗНАЙ СВОЕ ТЕЛО

Участники рассаживаются там, где им удобней. Предлагается закрыть глаза. Ведущий: «Вы одни. Потрогайте свою руку. Запястье, ладонь, пальцы, ногти… Познакомьтесь с ней…»

Анализ: что почувствовали? Знаем ли мы свою руку? Если нет, то насколько мы знаем себя?

ОБОСТРЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ ТЕЛА

Ведущий: Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по разным частям тела, «пройдите» вниманием все тело. Какие части себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их расслабить, дайте им продолжиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущения кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, Ваши конечности?

Анализ: Полностью ли вы осознаете себя? Какие «белые пятна», «пустоты» отмечаете вы в своем теле?

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-то переживания – это приводит к развитию внутренних коммуникаций. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: «Она точно как моя жена!» В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

2. гармонизация самосознания посредством изменения точки зрения. Техники данного направления работают с локусом контроля за ситуациями, проекциями, ретрофлексиями, эгоцентрической направленностью, служащей фактором ограничения для человека. Данные техники позволяют отказаться от защит, сковывающих личностные ресурсы, принять на себя ответственность, достичь большей интеграции, а значит и зрелости самосознания. Для данной работы мы подобрали следующие техники:

ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ 1

Если есть какая-то неприятная ситуация, надо на листе её описать в диалоге и с чувствами. Типа: «Когда я ждал на месте встречи своего партнёра, а он опаздывал на 20 мин. Я начал злиться и думал какой же он гад и т.д.»

Затем надо переписать этот текст, заменяя все местоимения и существительные на местоимения первого лица (я, мой, своё) : «Когда я ждал на месте встречи своего (СЕБЯ) партнёра, а он (Я) опаздывал на 20 мин. Я начал злиться и думал какой же он (Я) гад и т.д.»

ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ 2

Техника, предназначенная для мобилизации человека, который считает, что проблема не контролируется им. Клиенту предлагается сформулировать проблему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Например, человеку, который считает: «Никто не обращает на меня внимание», – предлагается переформулировать проблему: «Мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились».

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Метод освобождения клиента от свойства видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Для проверки искаженных убеждений клиента ему предлагается провести поведенческие эксперименты.

Например, один клиент считал, что во время совещания все за ним наблюдают, замечают его неуверенность, поэтому он предпочитает молчать, не высказываться. Из-за этого у него были проблемы с руководством. Клиенту было предложено понаблюдать за окружающими вместо того, чтобы сосредоточиться на своем дискомфорте. Когда он понаблюдал за сотрудниками, то увидел, что одни люди слушают выступающего, другие – что-то пишут, третьи – мечтают. Он пришел к выводу, что другие озабочены своими делами, а не отношением к нему. И его отношение к себе изменилось.

НАШИ ПРОЕКЦИИ

Оглядите комнату, в которой вы сейчас находитесь. Выберите какой-то объект, но лучше если объект выберет Вас – нечто, что бросается Вам в глаза.

Начните давать описания этого объекта, но с небольшим изменением в речи: Все время говорите «Я» вместо «Он». Поместите на небольшое время центр своего сознания в этот образ-объект. Вы – этот объект, переживающий и воспринимающий Вселенную с этой точки зрения.

В анализе упражнения показать, что это и есть проекция, то есть неосознанное приписывание другим своих собственных переживаний.

ИНТЕГРАЦИЯ ОТВЕРГАЕМОГО

Участникам предлагается вспомнить те черты, которые им больше всего не нравятся, раздражают, злят в близких людях. Затем необходимо говорить о себе как о данном качестве. Например, если Вы выбрали «гордость», т о говорите : «Я гордость, я всегда хожу с высоко поднятой головой, не замечаю других людей, я никогда ни о чем не попрошу и т.д., на ваше усмотрение. После того, как участники проговорили все пришедшие им на ум свойства выбранных качеств, ведущий предлагает обнаружить их позитивные свойства и проговорить о себе с опорой на данные позитивные стороны. Например, я как гордость всегда оберегаю границы, выполняю защитные функции и т.д.

ЖИЗНЬ БЕЗ СЕБЯ

Ведущий: Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, как он живет без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны…, теперь вернитесь к себе

Анализ: изменился ли мир в ваше отсутствие?

Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?

3. Расширение самосознания посредством интерактивно ориентированных техник. Данный этап позволяет получить обратные связи от других людей, увидеть отличие самопонимания от понимания нас другими, элиминировать данный диссонанс, посмотреть на себя глазами других, скоректировать поведение благодаря возросшему самопониманию. В качестве эффективных техник данного этапа могут применяться:

«Я» В ПОКАЗЕ ДРУГИХ

Разыгрывание участниками кого-либо. Здесь, как в зеркале, можно увидеть себя со стороны. Особенно важно такое упражнение в проблемных ситуациях.

Тренируемый играет, а другие играют только невербальный компонент его поведения.

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ

На карточках расписываются роли-типажи. 2—30 ролей мужских и столько же женских. Например, царевна-Несмеяна, Снежная королева, разбойница, старуха с разбитым корытом, Аленушка, Баба-Яга, мачеха, золушка, жена короля, возлюбленная революционера, сестра гения, мать мученика, муж, царь, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Буратино, Пьеро, Мальвина, Бармалей. Королевский двор: король. Звездочет, астроном, судья, палач, казначей, секретарь, кардинал, принц, садовник, солдат, воевода, принцеса, фрейлина.

В групповой работе выходят на проблему. Например, у участницы проблемы в общении с противоположным полом. Итак, первое задание: каждый выбирает из своей пачки карточку с той ролью, в какой в данный момент выступит человек. Получается «ромашка» мнений. Затем открывают карточки и фиксируют: какие роли ей дали, какую она выбрала себе. Например, она считает себя Дюймовочкой, а остальные участники дали ей роль Бабы-Яги. Она будет знакомиться в образе Бабы-Яги средствами Дюймовочки. Такие диссонансы помогают обнаружить неадекватность «Я»- образа и внешнего поведения участников.

4. образные методики, расширяющие самосознание. Выполнение данных методик открывает доступ к скрытым, неисчерпаемым ресурсам нашей личности через взаимодействие с нашим самосознанием. Среди таких техник следующие:

«ИЗМЕРЕНИЕ Я»

Представьте закрытую дверь. На двери написано слово «Я». Дверь открывается в мир вашего «Я», и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись.

Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д.

Исследуйте мир за дверью. Что бы вы не обнаружили, воспринимайте это без каких-либо оценок и толкований.

ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ТОГО, КТО ЛЮБИТ

Представьте себе, что вы пишите книгу, в которой вы сами — действующее лицо. Вам нужно определить кого-то в своей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она (или он) любит вас. Поищите среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека.

Вы сидите за столом, на котором стоит пишущая машинка, лежат бумаги, карандаш. Напротив вас — окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая наружу. Там, занятый своим делом, находится тот, кто, как вы знаете, любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы смотрите на него (нее), с удовольствием перебираете все возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, что позволило бы читателю увидеть его (ее) так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особенности поведения, которые делают этого человека именно таким. Вы слушаете собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас, и при этом смотрите через стекло.Когда ваше описание близится к концу, вы мягко меняете позицию и восприятие. Вы «уплываете» со своего места, за столом, «выплываете» наружу и входите в человека, который вас любит. Здесь вы прерываете то, чем были заняты, поднимаете глаза, и видите себя, сидящим за стеклом и работающим над книгой. Вы видите себя глазами того, кто вас любит; в первый раз видите то, что видит тот, кто вас любит, когда смотрит на вас. Вы прислушиваетесь и слышите, как он слышит ваши слова; как он описывает вас. Видя себя глазами того, кто вас любит, вы обнаруживаете качества и свойства, о которых вы не знали, или даже которые считали недостатками. Рассматривая себя сквозь призму мыслей, восприятий и воспоминаний того, кто вас любит, вы находите, что заслуживаетелюбви, обнаруживаете, что вы сделали другого человека богаче просто тем, что являлись собой. Вы видите и слышите, что в вас нравится этому человеку. Удерживая все, что стоит знать, вы медленно возвращаетесь в самого себя, помня кем и каким вы являетесь для того, кто вас любит.

Предложенный нами комплекс групповых упражнений, направленный на развитие образа «Я» участников группы, включает в себя целый спектр разнообразных технологий, которые формируют и гармонизируют самосознание, делая человека психологически и духовно здоровым. Тренинг обучает человека отчетливее слышать свое тело и лучше понимать его сигналы. Ролевые и психодраматические игры, медитативные упражнения позволяют освободить восприятие человека от привычных ограничивающих схем и чрезмерных, искажающих восприятие действительности, защит. Техники социального прогнозирования и направленного воображения дают возможность обучиться целеполаганию и организации своего жизненного успеха. Все упражнения комплекса делают участника группы более целостным, интегрированным, мудрым, а следовательно психологически и духовно здоровым. В такой ситуации физическое тело обретет зрелого здравомыслящего руководителя, имеющего личностное ядро (стержень личности). Оно легко и с благодарностью будет откликаться на его заботу и поддержку. Именно в такой ситуации все оздоровительные мероприятия, которые принято получать в процессе курортно-рекреационного лечения, будут иметь стойкий эффект, так как они подкрепятся регуляционно-организующим влиянием самосознания, являющегося важнейшим компонентом высших звеньев системы под названием человек.

Литература

1. Васильева О.С. Валеопсихологический подход к понятию здоровья. Психологический вестник РГУ, вып. 5, 2000, с.150-154.

2. Васильева О.С., Правдина Л.Р., Литвиненко С.Н. Книга о новой физкультуре. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО “ЦВВР”, 2001.

3. Джумм Ю. Путь исполнения желаний. Как управлять своей жизнью.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Теппервайн К. О чем хочет сказать твоя болезнь. Язык симптомов. М.: Нолидж, 1996.

Войдите, чтобы оставить комментарий
  • Яндекс.Метрика